В августе 2004 года открытому акционерному обществу «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» исполняется 70 лет.
Администрацией предприятия в канун столь серьезного юбилея готовятся много торжественных мероприятий, но, несмотря на всё это, юбилей может быть испорчен трудовым конфликтом, и имидж «священной дойной коровы» бюджета Хабаровского края может быть несколько подпорчен.
На конференции трудового коллектива, посвященной итогам выполнения коллективного договора в 2002-2003 годах и заключению нового договора на 2004 год, 26 мая впервые был озвучены претензии представителей администрации объединения. Событие обещало быть вполне заурядным, так как подобные собрания проводятся на многих предприятиях страны и чаще всего проходят в спокойной обстановке, так как к моменту их проведения администрация пытается урегулировать все спорные моменты с представителями трудового коллектива, чтобы утвердить новый коллективный договор с первого раза. У авиастроителей этого не получилось.
Основным предметом спора как это часто бывает, стали деньги, а точнее, размер тарифа первого разряда и индексация заработной платы. По мнению представителей трудового коллектива, в новом коллективном договоре необходимо «установить тариф первого разряда в размере 1380 рублей с сохранением всех действующих…компенсирующих и стимулирующих выплат». Шла речь и о том, чтобы «индексировать тарифные ставки и должностные оклады с 1 июля 2004 года и 1 января 2005 года в соответствии с индексом потребительских цен в регионе согласно информации Хабаровского краевого комитета государственной статистики».
Администрация КнААПо с такой постановкой вопроса не согласна, так как, с её точки зрения, «базой для установления тарифов и окладов является минимальный размер оплаты труда … С 01.01.2004 года его величина составляет 1100 рублей». Индексировать тарифные ставки и оклады администрация согласна лишь «в соответствии с отраслевым тарифным соглашением между российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности и Российским авиационно-космическим агентством на 2002 - 2004 годы». В переводе с бюрократического на русский, позиции сторон выглядят следующим образом. Профсоюзы выступают за то, чтобы размер тарифа первого разряда был равен 1380 рублей, а его индексация проводилась два раза в год с тем, чтобы рост постоянной части заработной платы успевал за инфляцией и не зависел от загрузки предприятия. Администрацию вполне устраивает размер тарифа первого разряда в 1100 рублей и повышение заработной платы по собственному усмотрению.
На конференции для разрешения всех противоречий было решено создать примирительную комиссию из представителей профсоюза и администрации. На заседаниях этой комиссии по самым главным вопросам договориться не удалось, несмотря на то, что представители трудового коллектива, войдя в положение администрации, пошли на снижение требуемого размера тарифа первого разряда с 1380 рублей до 1250 и отказались от ряда других требований.
На стороне представителей трудового коллектива КнААПО в трудовом конфликте вольно или невольно оказались представители науки, выдавшие экспертное заключение. Согласно документу, подготовленному и подписанному заведующим кафедрой экономики труда и управления персоналом Хабаровской государственной академии, «индексация тарифных ставок и должностных окладов имеет смысл, когда рост инфляции превышает 6% в год» (у нас этот показатель колеблется в районе 12-15%). «С учетом сказанного можно рекомендовать индексацию заработной платы осуществлять два раза в год», - говорится в экспертном заключении. Чего и добивается авиационный профсоюз и что не очень нравится администрации предприятия.
«Разруливанию» конфликта не помогло привлечение в качестве посредника Александра Долгошеева, заместителя начальника отдела по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнёрства Департамента труда Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края. Позиция руководства КнААПО осталась неизменной. Следующим этапом разрешения конфликта долен был стать трудовой арбитраж. Но Евгений Сидюркин, исполнявший обязанности генерального директора КнААПО, в своем письме в профком поставил под сомнение создание такого органа, поскольку найти арбитров за отведенный срок невозможно. После получения такого ответа, профкомом была подана заявка в Комсомольскую-на-Амуре мэрию на проведение 28-го мая пикетирования у здания заводоуправления. Городские чиновники под предлогом того, что указанная территория принадлежит авиационному объединению, выдавать разрешение на проведение пикетирования отказались. Администрация объединения посчитала пикетирование у заводоуправления неуместным.
Накануне неразрешенного пикетирования по указанию руководства предприятия на предполагаемом месте выражения протеста появилось ограждение «в связи с проведением ремонтно-строительных работ». Чем вызвано такое поведение заводского и городского руководства, нам доподлинно неизвестно. А 28 мая в новом здании заводоуправления состоялось собрание открытого акционерного общества «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение», где присутствовали руководители АХК «Сухой» во главе с генеральным директором Михаилом Погосяном. Говорить о том, что у представителей трудового коллектива не было возможности высказать свои претензии руководителям холдинга, нельзя, так как 28 мая все-таки состоялась встреча с Михаилом Погосяном, ставшим к тому времени еще и председателем совета директоров ОАО «КнААПО». По словам участников встречи, господин Погосян, выслушав все вопросы и претензии, высказался в том смысле, что уровень заработной платы на КнААПО и так достаточно высок и близок к тому, что получают в Москве, а перспективы по загрузке предприятия заказами в 2004 году есть, и работа будет. А если будет работа, то будет и рост заработной платы.
Заводчанам очень хочется верить во все это, но как-то не очень получается. Если до 20 июня конфликт не будет разрешен, то вполне может так случиться, что на КнААПО начнется забастовка.
Александр Альдиев