5 февраля в конференц-зале экспоцентра Кнаапо состоялась пресс-конференция, на которой журналисты смогли пообщаться с руководителями предприятия. Авиастроители не балуют СМИ информацией о текущих делах КнААПО, а тут такая встреча, да еще и по инициативе «гагаринцев»… Высокопоставленные авиастроители сами пожелали рассказать о сегодняшнем дне предприятия накануне его семидесятилетия.
Сегодня на КнААПО форсируют работы по гражданской тематике и, в частности, по программе «Российский региональный самолет» (RRJ). Сергей Дробышев, заместитель генерального директора КнААПО, сказал, что доля комсомольского объединения в выпуске самолетов этого семейства будет колебаться в районе 40-60 процентов. Во всяком случае, уже точно известно, что комсомольчане будут выпускать 95-местный вариант и комплектующие для самолётов других размерностей. Производственные мощности, задействованные в программе «RRJ», будут выделены в отдельное предприятие с численностью сотрудников от 6 до 8 тысяч человек. Сегодня предприятием закупается большое количество технологического оборудования, и во втором квартале текущего года начнутся активные работы по его установке и монтажу. Сроки по «RRJ» установлены жёсткие, и первый «RRJ» комсомольского производства должен взлететь в мае 2006 года. Опровергая мнение некоторых специалистов о фантастичности участия КнААПО в проекте «RRJ», Сергей Дробышев, заявил что «Боингом» уже передаются ряд технологий, необходимых для освоения производства нового самолёта. Впервые в истории российской авиации самолёт с самого начала создается в соответствии с мировыми стандартами и требованиями.
Оценивая перспективы «RRJ», заместитель генерального директора по гражданским программам сказал, что доля мирового рынка, на которую претендует «RRJ», оценивается в 600-800 самолётов при общей потребности в ближайшие годы в шесть тысяч. У американского партнера по программе «RRJ» «Боинга» есть своя сервисная сеть по обслуживанию самолетов по всему миру, и сложностей с обслуживанием российского регионального самолета за рубежом не будет.
На внутренний российский рынок планируется поставить 40% изготовленных самолётов, все остальное - на экспорт. Главное, выдержать все сроки, иначе проекту «RRJ» будет сложно конкурировать с подобным бразильско-китайским проектом, реализуемым сегодня при поддержке американской компании «General electric».
В большой степени успех «RRJ» зависит от ритмичности его финансирования российским правительством. По подписанному с американской стороной договору, вклад российского государства должен быть равен 200 миллионам долларов.
Тему гражданских проектов продолжил Константин Огуй, заместитель главного инженера КнААПО. По его словам, сегодня на авиастроительном предприятии уже ремонтируются и производятся трамваи и троллейбусы, но из-за низкой платёжеспособности муниципалитетов этот вид деятельности не так выгоден: «Трамвай отъездил у заказчика месяц, а мы только после этого получаем деньги». По словам Константина Федоровича, авиастроители сегодня занимаются выпуском оборудования для газотурбинной техники совместно с двигателестроительной фирмой «Салют» и пытаются пробиться к участию в сахалинских проектах. Иностранные операторы «Сахалин Энерджи» под всякими предлогами отталкивают российские предприятия и, несмотря на это обстоятельство КнААПО, аттестованное «Сахалин Энерджи» по категории «А», близко к получению контракта на модернизацию и ремонт платформ. В случае успеха на Кнаапо будет создано от 1500 до 2000 рабочих мест.
В течение 2003 года по Комсомольску-на-Амуре ходили слухи о сокращение 7 тысяч человек на КнААПО. Ситуацию прокомментировал Виктор Петрович Багмут, начальник отдела организации труда и занятости. В связи с отсутствием в 2004 году заказов, часть работников была переведена на работу в другие подразделения. С некоторыми сотрудниками были разорваны срочные трудовые соглашения. Средний возраст работников авиационного объединения в 2003 году равнялся 44 годам, и для того, чтобы омолодить коллектив, генеральным директором был выпущен приказ, в соответствии с которым работники пенсионного возраста в случае добровольного выхода на заслуженный отдых в декабре и январе получали дополнительное пособие в размере 40 тысяч рублей. Кроме того, ежегодно на КнААПо принимаются около 130 выпускников КнАГТУ, вне зависимости от того, есть в данный момент работа на объединении или нет.
Несмотря на все сложности, на КнААПО сегодня не теряют надежды на лучшее будущее, и для его приближения прилагает все усилия.
Александр Альдиев