Как 846 жителей края стали банкротами: политэкономия для «чайников» с Александром Альдиевым

Если верить недавно опубликованной статистике Объединенного кредитного бюро (ОКБ*), то минимум треть населения Хабаровского края живет в кредит и частично оказалась в долговой яме. 

Если конкретнее, то 846 жителей края уже являются банкротами, а 5 647 близки к получению этого статуса

Закредитованы по уши

Чтобы понять, насколько опасна эта ситуация для Хабаровского края вообще, предлагаю посмотреть несколько цифр из общероссийской статистики и сравнить их с краевыми. Но для начала надо определиться с понятием «банкрот» по действующему законодательству. Поправки в закон о банкротстве, по которым стало возможно признавать несостоятельными и физических лиц, вступили в силу в октябре 2015 года. Согласно этим поправкам, подать заявление о банкротстве можно в отношении заемщика, долги которого превышают 500 000 рублей. Это может сделать как сам должник, так и его кредиторы. Если суд удовлетворяет заявление, то с имущества должника снимаются аресты и ограничения, не происходит начисление штрафов и пеней на сумму долга. Также начинается процедура реализации имущества гражданина.

Пока судом не принято соответствующее решение, гражданин или ИП является потенциальным банкротом. В Хабаровском крае, по данным ОКБ на 1 марта 2018 года, таковых 5 647 человек или чуть менее 1,1% от общего количества заемщиков с открытыми счетами. Провожу нехитрую математическую операцию и получаю, что в нашем регионе число заемщиков составляет примерно 513 тысяч человек. При общей численности населения 1 миллион 327 тысяч 670 человек  каждый третий житель края имеет кредит. 

А теперь перейдем к сравнению. В январе – марте 2018 года в России количество физических лиц и индивидуальных предпринимателей, признанных банкротами, выросло в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 8 966 человек. В Хабаровском крае рост числа банкротов составил 57 процентов, то есть на семь процентов выше общероссийского показателя.

То ли дело Чечня!

Показатель «Количество физических лиц и ИП — банкротов на 100 тысяч населения» в целом по России равен 40. В  Хабаровском крае — 64, и «компанию» по этому показателю нам составили Чувашия, Башкортостан и Волгоградская область. Чтобы было понятно, где мы находимся на общем фоне, упомяну Чеченскую Республику — 0, Москву — 37 и Вологодскую область — 136. Вроде на фоне родины вологодского масла мы неплохо выглядим, но по сравнению с общероссийским показателем прилично хуже. Даже в Приморском крае ситуация складывается лучше, так как там этот показатель равен 46.

О чем говорят эти цифры? Прежде всего об экономической ситуации, которая сложилась в регионах. Чем больше закредитованность населения, тем меньше возможностей у людей обеспечить нормальную жизнь за счет заработков по основному месту работы.  На этом фоне Чеченская Республика вырывается вперед не просто так: в нашей стране она давно является чемпионом по получению средств из федерального бюджета. Кроме того, ее президент предпринимает максимум усилий по организации новых производств и появления крупных налогоплательщиков на руководимой им территории. Поэтому возникает закономерный: где на самом-то деле в нашей стране находится территория опережающего социально-экономического развития? 

Впрочем, не стоит говорить о том, что все решают бюджетные деньги: ситуация  с экономикой у наших соседей в Приморском крае получается лучше, чем у нас. Как и в сравнении с Сахалинской областью, благополучие которой во многом зиждется на нефтегазовых доходах: число банкротов здесь на 100 тысяч населения равно 20. 

У нашей истории есть еще одно измерение, которое надо принимать во внимание, рассматривая эту статистику.  Речь идет о религиозно-идеологической составляющей. Несмотря на то, что официально в нашей стране никакой идеологии не существует, она, понятное дело, есть. Таковой «священной коровой» для наших властей являются либерально-экономические догматы, которые говорят о главенстве интересов индивидуума над общественными, а также о том, что рыночные отношения являются единственно возможной формой экономических отношений.

Я не буду писать плохо это или хорошо, просто обращу внимание на регионы с наименьшим числом банкротов на 100 тысяч населения.  Ингушетия — 6, Чукотка — 4, Ненецкий автономный округ — 2, Дагестан — 2, Севастополь — 2, Крым — 1, Чечня — 0. Из семи перечисленных регионов в шести титульное население до сих пор имеет сильные родоплеменные отношения, которые характерны тем, что все проблемы члены рода решают общими силами его членов.

Более того, в Чечне, Дагестане и Крыму значительная часть местного населения в наиболее активных формах исповедует ислам, в котором существует прямой запрет на «выдачу денег в рост». Не стоит думать, что у мусульман нет банков. Они есть, но работают по несколько иным принципам, и это тема отдельного разговора.

Дурак как главный ресурс экономики

Возвращаясь к теме моего повествования, предлагаю посмотреть на то, что происходит в остальных субъектах Федерации. 

Так, с 9 по 22 апреля в рамках реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» пройдет IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи-2018. Кто же выступает организатором этого замечательного проекта? Среди организаторов: Роспотребнадзор, Центральный банк Российской Федерации, Министерство образования и науки, Министерство экономического развития, Министерство финансов совместно с Всемирным банком. Знакомые все лица, только фонда Сороса для полноты ощущений не хватает. 

Вот что написано о проекте на его сайте: "Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг".

Побродив по сайту проекта, внимательно посмотрев все разделы, пришел к одному выводу — проект решает только одну задачу: приучить население быть клиентом банков с самых юных лет, влиться в ряды пользователей многочисленных банковских продуктов, среди которых есть очень сомнительные. Сразу пришли на ум слова Валентина Катасонова, председателя Русского экономического общества имени Шарапова, доктора экономических наук, профессора кафедры международных финансов МГИМО о том, что главный ресурс рыночной экономики - это дурак, который будет верить в сказки «о невидимой и благотворной руке рынка».

 *ОКБ – единственное кредитное бюро, учитывающее данные Сбербанка.

Александр Альдиев, новости Хабаровска на DVHab.ru

Статья полностью: https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/04/05/81151/#ixzz5CGEFuBan 

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий