АО «Амурметалл» Комсомольска-на-Амуре стало объектом охоты со стороны московских финансовых групп. И только оперативная реакция администрации Хабаровского края позволила сохранить за городом единственное металлургическое предприятие Дальнего Востока. Захват с наскока не у дался.
Раунд первый. Длинная рука Москвы
4 апреля в Москве по инициативе одного из акционеров предприятия-компании «Альфа Эко М» -- прошло заседание совета директоров «Амурметалла», на котором состав совета был изменен. Кроме этого на заседании отрешили от должности генерального директора предприятия его нынешнего руководителя Сергея Хохлова.
По уставу АО «Амурметалл», совет директоров правомочен принимать решения только при наличие кворума в пять человек. В Москве решали судьбу единственного на Дальнем Востоке металлургического предприятия вчетвером. Дело в том, что из семи членов совета директоров «Амурметалла» пятеро представляют компанию «Альфа», и по одному представителю имеют Хабаровский край и Комсомольск-на-Амуре. Руководство «Альфы», пожелав иметь полный контроль над предприятием, пошло по традиционному в последние годы пути. Имея большинство в совете, оно с легкостью могло забрать себе завод, но один из членов совета от «Альфы» не поддержал эту идею. Членом совета был и нынешний директор «Амурметалла» Сергей Хохлов, который не хотел допустить потери завода для Комсомольска. Позиция Сергея Хохлова ничуть не смутила москвичей. Они обошлись без него, попутно сняв его с должности за строптивость. Естественно, потеря одного из крупнейших промышленных предприятий Хабаровского края не устраивала власти региона. Администрация края не признала решения московского совета директоров и настояла на созыве внеочередного собрания акционеров.
Раунд второй. Наш ответ Керзону
Внеочередное собрание акционеров, кстати, первое в истории «Амурметалла» состоялось у нас в городе.
Самыми значительными акционерами «Амурметалла» являются: администрация Хабаровского края имеющая почти 39% акций, московская финансовая корпорация «Альфа» с 37% акций, а также австрийская фирма «Фест Альпина», владеющая 15% акций. 3% акций имеет городская администрация.
Повестка дня собрания была практически идентична московской, разве что генерального директора не снимали с должности. Представитель крупнейшего акционера, чтобы окончательно решить вопрос с происками столичных финансистов, на повестку дня поставил переизбрание совета директоров. При этом, был поставлен вопрос о том, что каждый крупный акционер должен получить места в совете пропорционально своему пакету акций.
Московские акционеры из «Альфы» предвидели такой оборот событий.
Они подали несколько исков в разные уголки страны, и послушные суды вынесли вердикты о запрещении проведения этого внеочередного собрания акционеров. С этими бумагами на собрание приехал некий Андрей Ерофеев, имеющий в управлении всего 1% акций, и главная задача его была судебными тяжбами дорогу компании «Альфа». Он стал требовать, чтобы собрание признали незаконным, даже не сняв пальто. У него на руках имелось два определения суда… Казани и Башкыртостана. Генеральный директор АО «Амурметалл» уже после собрания пояснил, что подобная тактика заваливания исками и определениями суда не нова и используется «Альфой» не впервые. Именно так эта московская компания приобрела контроль над Таганрогским металлургическим комбинатом. Комсомольчане учли опыт своих южных коллег и на эту удочку не попались.
Раунд третий. Продолжение следует
В итоге, несмотря на протесты представителей москвичей, нынешнее внеочередное собрание акционеров большинством голосов утвердило новый состав директоров, в котором места распределены в соответствии с количеством акций. Столичные гости демонстративно покинули зал, где проходило собрание, пообещав это так не оставить. Борьба за предприятие еще продолжится. И, возможно, продлится в вялотекущей форме еще не один год.
В последние годы в нашей стране появились корпорации, которые, желая упрочить свое финансовое положение, не покупают контрольные пакеты акций, не создают производство, а через подставных лиц, используя прорехи в нашем законодательстве, просто забирают заводы у тех, кто начинал дело с нуля.