Стоит отметить, что ранее, в ноябре 2016 года ГТЛК уже объявляла тендер на два парома для Сахалина, с общей начальной стоимостью в 10 млрд рублей. Тогда на конкурс, помимо АСЗ, была также подана завяка со стороны ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург), ценовое предложение первого участника (АСЗ) составляло 4,945 млрд рублей за судно, а второго — 4,940 млрд рублей. Однако в итоге тендер был отменен заказчиком и теперь заказ на паромы на внеконкурсной основе получил АСЗ.
Комментарий bmpd. Напомним, что
история с планами постройки двух новых паромов для Сахалина тянется уже довольно длительное время. Строительство двух новых автомобильно-железнодорожных паромов для связи Сахалина с материком было
запланировано в Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», при этом была заложена стоимость строительства двух судов в 5,544 млрд рублей. Еще 160 млн руб. Росморречфлот был готов выплатить за проектирование паромов. В ходе проведения тендера на проектирование в 2012 году даже удалось сэкономить четверть этой суммы –
контракт с ЗАО «Морское Инженерное Бюро-дизайн-СПб» был заключен в декабре 2012 года на сумму в 120 млн руб. Разработанный проект получил индекс CNF11CPD и в октябре 2013 года он был
одобрен на Экспертном совете Росморречфлота. По данным разработчика паром предназначен для перевозки на трех грузовых палубах 30 железнодорожных вагонов российского, всех 48 грузовых автопоездов, 28 легковых автомобилей и 150 пассажиров. Дедвейт судна составит около 6420 тонн, максимальная длина 131 метр, габаритная ширина 22,6 метра, осадка 7 метров. Максимальная скорость хода 18 узлов. Дальность плавания 1500 морских миль при 12 узлах. Поскольку линия «Ванино – Холмск» имеет ряд особенностей и сложностей при эксплуатации, то при проектировании паромов были заложены решения, направленные на обеспечение безопасного захода в порт Холмск, имеющий особенности в гидрометеорологическом отношении, и на круглогодичную эксплуатацию в порту Ванино за счет наличия высокой ледовой категории ARC5, позволяющей двигаться во льду толщиной 80 см на скорости около 6-8 узлов и во льду толщиной 1 м на скорости около 3 узлов. В отличие от ныне эксплуатируемых паромов типа «Сахалин», новые паромы имеют неограниченный район плавания и соответственно не имеют ограничений по погодным условиям. В августе 2014 года подведомственное Росморечфлоту ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» провело первый
тендер на постройку двух паромов по данному проекту, с начальной ценой за две единицы в вышеупомянутые плановые 5,544 млрд руб. Однако единственный заявившийся участник аукциона в лице ОСК был готов заключить контракт только по более высокой цене в 9,296 млрд руб., в связи с чем итоги торгов были признаны несостоявшимися. Повторная
попытка провести закупку в сентябре 2014 года также успеха не имела - проведение тендера было прекращено в ноябре по инициативе заказчика в первую очередь в связи с отсутствием заинтересованности в строительстве паромов со стороны отечественных предприятий, так как ценовые предложения указанных предприятий значительно (в два раза) превышали начальную (максимальную) цену контракта. Следует отметить, что заявленные российскими предприятиями ценовые параметры в значительной мере обуславливались вывзванной падением курса рубля ростом рублевой цены на импортное оборудование, в изобилии примененное в проекте. В конечном счете теперь заказчику пришлось уступить реальности и теперь заключить с АСЗ контракт по цене, фактически заявлявшейся ОСК еще в августе 2014 года. Остается, правда, вопрос способности АСЗ выполнить условия контракта в заданный срок и по заявленной контрактной цене.