В администрации Комсомольска-на-Амуре состоялась пресс-конференция Валентина Алексеевича Омельченко, заместителя мэра по строительству, архитектуре и земельным отношениям, во время которой прозвучали мысли о том, что ни одна местная строительная компания не может быть генеральным подрядчиком на строительстве ТОСЭРовских объектов, и кто будет их строить непонятно.
Планов громадьё
В самом начале пресс-конференции Валентин Александрович стал рассказывать о том, как идёт строительство жилья и объектов социальной сферы в городе юности. Несмотря на успешную реализацию программы строительства жилья для переселения из ветхих домов, других строений, случившийся экономический кризис внес свои коррективы. В частности перенесены сроки сдачи ряда объектов, в том числе и дома, который планировалось построить для работников Сбербанка на пересечении улиц Красногвардейской и Севастопольской. По словам Валентина Алексеевича, значительная часть квартир планируется к реализации на рынке, так как число работников старейшего российского банка, пожелавших получить жилье в новостройке резко сократилось.
Несмотря на кризисные явления, другой гигант российской экономики Газпром подтвердил своё намерение построить за счет собственных средств два спортивных объекта. Речь идет о плавательном бассейне на пересечении улиц Вокзальной и Гамарника, а также ледовом корте у дворца творчества детей и молодёжи на проспекте Интернациональном. Еще больше объектов планируется построить в рамках создания ТОСЭР «Комсомольск». Предполагаемая смета всех объектов вместе с модернизацией дороги «Хабаровск-Комсомольск» в рамках трассы «Хабаровск- Лидога- Ванино» составляет почти 63 миллиарда рублей. Кроме уже ранее озвученных объектов социально-культурной сферы планируется, что энергетики за счет собственных средств реконструируют и модернизируют системы тепловых и электрических сетей, а также газораспределительную систему. Всё это в итоге позволит не только обеспечить устойчивое энергоснабжение Комсомольска-на-Амуре, но позволит в будущем обеспечить подключение новых потребителей.
«Хотелки», документы и проекты сейчас проходят этап согласования в краевых и федеральных структурах, с тем, чтобы войти в постановление правительства России уже для реализации. И все эти строительные объекты добавляются к предстоящему строительству 26 километров защитных дамб вокруг Комсомольска-на-Амуре. Объемы строительства предстоят грандиозные, вполне сопоставимые с тем, что когда-то были реализованы в городе в советские времена.
А кто будет строить?
В своё время мне довелось пообщаться со многими строителями Комсомольска-на-Амуре, а затем следить за строительством объектов саммита АТЭС во Владивостоке, в связи с чем у меня и возник первый вопрос: а кто будет всё это возводить, с учетом того, что крупных строительных организаций в Комсомольске-на-Амуре не осталось, потерян целый ряд промышленных предприятий, ранее обеспечивавших стройки города? Вот тут-то вот и начался сеанс разоблачение несостоятельности «невидимой руки рынка» и системы тендеров в строительной сфере Комсомольска-на-Амуре. Валентин Омельченко стал рассказывать о том, что по факту в городе сейчас нет ни одной строительной организации, способной строить ТОСЭРОвские объекты. У кого-то нет производственных и кадровых возможностей, а кого-то ограничивают нормативные документы- условия участия в тендерах четко ставят требования, которые не могут выполнить комсомольские строительные предприятия. Что особенно ярко проявилось на строительство домов для граждан, пострадавших от паводка 2013 года. Строительные фирмы, отобранные по результатам тендеров, не смогли обеспечить сдачу домов в оговоренные контрактом сроки. А для того, чтобы построить дома, пришлось получать специальное разрешение у контролирующих органов для привлечения других строительных компаний в обход тендеров. При этом, по словам главного строителя Комсомольска-на-Амуре, практически все предприятия, работавшие на возведении домов для подтопленцев обанкротились.
Другим вопиющим примером разгрома строительной индустрии города стал Комсомольский-на-Амуре нефетеперерабатывающий завод, при котором в конце прошлого века был создан мощный строительный трест «Нефтезаводремстрой», главной задачей которого была работа на модернизации и реконструкции единственного пока нефтеперерабатывающего производства Роснефти на Дальнем Востоке России. Трест под руководством заслуженного строителя России Ивана Лапина качественно и в срок построил несколько сложных технологических установок не только на нефтезаводе, но и принимал участие в модернизации производства «Амурметалла». Прошло несколько лет, сменилось руководство у нефтяников, и срок сдачи новой технологической установки перенесён с 2020 на 2025 год «в связи с отсутствием квалифицированных строителей в необходимом объеме». Набранные взамен распущенного «Нефтезаводремстроя» по объявлению тендеру строители оказались не в состоянии построить сложный промышленный объект.
Резюмируя свой ответ Валентин Омельченко прямо сказал: «Мы не знаем, кто будет строить ТОСЭРовские объекты, так как конкретные предприятия- исполнители будут определяться по результатам тендеров, чтобы исключить коррупционную составляющую».
Невидимая коррупционная составляющая
Коль скоро выступающим была задета тема «коррупционной составляющей», я попросил Валентина Алексеевича прокомментировать интерес к его персоне со стороны правоохранительных органов, среди которых оказались прокуратура и следователи ФСБ. Как рассказал заместитель мэра Комсомольска-на-Амуре, формальным поводом для всех телодвижений стал один документ, который был подписан в одном экземпляре и исключительно для того, чтобы простимулировать строителей на ударный труд, который бы позволил сдать бассейн «Амур» на Ленинградской до нового года. По действующему законодательству, настоящий акт о приеме работ должен подписываться в трёх экземплярах, в связи с чем, данный документ не может быть являться основанием для каких-либо судебных дел. Что в итоге и показали дальнейшие события. Впрочем, для лучшего понимания предлагаю вашему вниманию видеозапись ответа.
Свою лепту в обсуждение произошедшего внесли и присутствовавшие на пресс-конференции Валентин Бойко, заслуженный строитель и почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре, а также Алексей Сокачев, депутат городской Думы и руководитель АО «Стройсталь». По словам уважаемых строителей, действия сотрудников правоохранительных органов вызывают недоумение, ухудшают и так непростую ситуацию в строительном комплексе города и края. Предложение о новом трудоустройстве Валентину Омельченко, уже поступают из других регионов нашей страны. Как рассказал заместитель мэра, он доверие главы города намерен оправдать и продолжить свою работу и далее, несмотря на все препоны со стороны правоохранителей. При этом Валентин Алексеевич вспомнил, что в советские времена «партия своих не сдавала, а методы психологического воздействия были гораздо сильнее».
Эпилог
Не знаю как вас дорогие читатели, а меня эта пресс-конференция в очередной раз убедила в том, что развитие Комсомольска-на-Амуре, края, да и страны в целом физически не возможно при существующей государственной политике. «Невидимая рука рынка» ведомая нашими либералами-экономистами в федеральном правительстве уничтожает не только строительные предприятия, мешает развиваться стране, городу и краю, но и калечит судьбы людей. И самое печальное, что у нас в стране нет никакого намека на тиранию и отсутствие демократии, а происходят такие страсти. Единственный шанс в рамках закона хоть как-то повлиять на власть, у нас будет в сентябре, когда состоятся очередные выборы в Государственную Думу.
Александр Альдиев