Современное искусство это постоянный поиск. На этот раз театр КнАМ сделал в своей «перспективной комнате» евроремонт - разломал стены и фестиваль стал международным.
К комсомольчанам, гостям из Хабаровска и Владивостока, прочих поселков и городов присоединились немецкий режиссер, французкие актеры и художники.
Программа была столь обширна и разнообразна, что даже самые стойкие испытывали «культурный шок». Действия происходили одновременно на многих культурных площадках города – театре КнАМ, галерее «Метаморфоза», Художественном музее, центре этнографии «Родник», театре Драмы, ТЮЗе и др. Было бы любопытно посмотреть на человека, которому удалось посетить все мероприятия и после этого выжить. И наша статья - не обзор всего фестиваля, а только некоторых его мгновений.
ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
Об акции КнАМа «Искусство Посторонних» мы уже писали. Ее результатом стала выставка «Дальневосточный арт-брют».
Перемещаясь в пространстве комнаты, посетитель попадал из реального мира в нереальный и наоборот.
Например, фотографии Натальи Самсоненко - это моменты реальной жизни, выражения человеческих чувств, сюжеты многочисленных путешествий.
В собственных снах черпает идеи своих работ хабаровчанка Виктория Касьянова. Наш город, с промышленно-спальными районами произвел на нее грустное впечатление, интересы основной массы комсомольчан по ее определению - быт и сосед.
Интересный собеседник, считающий - реализовать себя на Дальнем Востоке сложнее, но
сохранить как личность проще. После общения с Викой я стала видеть иные сны, жаль, что не умею рисовать.
И все - же глядя на легкие, летящие, наполненные цветом и светом рисунки Елены Бессоновой, когда-то оказывается, не умеющей рисовать, меня не покидает мысль - а если попробовать?
Те же, кто добрался до самого дальнего угла на выставке, обнаружили кукольный мир Валентины Большаковой. Женщина, пережившая атвокатострофу и клиническую смерть вырезает из бумаги кукол, одежду, утварь и предметы быта. Но этот выдуманный мир так красочен и насыщен, как не любая реальная жизнь конкретного человека.
Конечно, основное внимание посетителей сконцентрировалось на работах пациентов психиатрической больницы. Не каждое произведение душевнобольного человека можно считать произведением искусства, эти люди, как и нормальные, одарены не в одинаковой степени. Но обычному человеку необходимо видеть другой взгляд на нашу реальность, знать , что в других головах все может происходить иначе. В Германии подобные выставки пользуются большим успехом, такие художники становятся богатыми и знаменитыми. И пусть они не становятся здоровыми, но находят форму выразить себя.
ГДЕ НАХОДИТСЯ ТЕРРИТОРИЯ ИДЕЙ?
Одним из главных событий фестиваля стала научная конференция «Дальний Восток-территория идей». Ее участники пытались найти вопрос на ответ: почему люди на Дальнем Востоке не могут реализовать себя и уезжают? Ведь когда-то множество людей стремилось на эту территорию. Часто выступления были столь эмоциональны и неоднозначны, что переходили в дисскусию.
Не является ли утопией культурный центр в горах? Способен ли он объединить людей, дать им возможность реализовать себя, воспитать в них экологическое, нравственное, альтруистическое сознание. В любом случае этот проект, созданный творческими центрами «Ореола» и «Даяна» существует уже третий год, объединяет людей самых разных профессий, включает в себя 12 направлений работы и имеет даже свое натуральное хозяйство.
Несет ли большинство ответственность за меньшинство? И если мы когда-то пришли на чужую территорию, не пришло ли время возвращать долги? Стали ли принесенные знания необходимы аборигенам или мы разрушили их образ жизни? Как мало мы знаем о тех, кто рядом или просто не хотим знать.
Звучали мнения и необычные. Интеллектуальной собственностью является идея Павлика Валерия Исаевича - Ерофей Хабаров вовсе не герой, а разбойник, целью освоения Дальнего Востока для которого стали месторождения серебра. Этим летом Валерий Исаевич вместе с единомышленниками собирается в уникальную экспедицию по Амуру.
По его глубокому убеждению, в мире существуют два прекраснейших места -Сейшельские острова и Приамурье. Мы должны изучать собственную историю, а историю древней Греции и Рима пусть знают специалисты.
Итогом конференции стало всеобщее убеждение – как много творческих людей на Дальнем Востоке, но насколько мало мы используем свой потенциал. Хватит чернить себя, пора поверить в собственные силы. Дальневосточная культура состоит из многих загадок и чтобы их разгадать необходимо погрузиться в диалог.
Все материалы конференции будут обработаны и изданы театром КнАМ. Планируется организовать сайт Искусство Дальнего Востока.
ОКНО В МИР
Впервые фестиваль был международным, впервые Дальний Восток посетили французкие художники. Софи Недорезофф( чьи бабушка и дедушка были русскими) и Гийом Гухельбауер, выставляющие свои работы в галереях Парижа и многих странах представили выставку-экспромт. Все работы были выполнены в течение двух дней.
По их собственному признанию, даже французкая публика не всегда понимает, что они делают. Главное для них в творчестве не техника, а то, что чувствуют в данный момент.
И хотя культура повсюду едина, в России, по их мнению искусство часто ограничивается классическими рамками, а ведь классическое искусство только часть мира, в то время, как современное- окно в мир. Невозможно быть безразличным к тому, что происходит вокруг тебя.Конечно, в России больше социальных проблем, но русская культура подарила миру такие имена как Малевич, Кандинский, Чехов, Толстой. В Комсомольске же французам удалось обнаружить архитектуру встречаемую в Париже. Предлагаю всем поехать в Париж, искать подобное.
РОССИЯ-ФРАНЦИЯ-ГЕРМАНИЯ
Но главным для зарубежных гостей было желание не показать свои работы, а получить новые впечатления. Кай Вушек, режиссер-постановщик из Германии впервые побывал в Комсомольске 10 лет назад и ему любопытны были изменения произошедшие в городе-дома покрасили, а продавщицы стали иногда вежливы. Печально, что в Амуре стало мало воды. Но радостно видеть, что театр развивается дальше, использует новые средства.Конечно, маленький театр не может изменить мир, но способен дать позитивные импульсы, стать центром искусства в городе. Надо быть мужественными, чтобы понимать настоящий день. КнАм сделал еще один шаг на долгом пути. Хорошее искусство это всегда путешествие в неизвестное.
Во Франции и Германии, так же как в России, существует проблема провинциального искусства. Восточная Германия значительно беднее Западной, а в Париже достаточно своих культурных деятелей. Во всем мире в первую очередь экономят на культуре. Но в России очень много социальных проблем и оттого работать сложнее. Французкие театральные труппы социально защищены и независимы, это позволяет им обеспечивать себя и дает возможность творить. Часто приходиться играть где угодно, актеры сами идут к публике, чтобы потом публика пришла в театр. В Германии очень сложно учитывать вкусы зрителей, возрастает роль молодых авторов, которых театры перекупают друг у друга, как футбольные клубы. И во Франции и Германии все время приходиться развеивать представление о театре как о чем-то скучном, оттого впервые попадая в театр, многие люди удивляются.
ПРОБЕГАЯ МИМО КРЫШ
Для тех же, кто после всего увиденного и услышанного, смог еще держаться на ногах КнАМ устроил ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОНЕЦный ФЛЮКСУС. Программа началась с подъема на крышу 14-этажного здания, а затем те, кого не сдуло ветром, погрузились в комфортабельный автобус и отправились в путешествие по городу. Огромный автобус украшенный шариками и хохочущими людьми народ принимал за свадебный. Но то, что вытворяли участники поездки, вы не увидите ни на одной, даже отрепетированной свадьбе. Импровизированные выступления на площадях и улицах города повергли прохожих в удивление, из которого им удаться выкарабкаться не скоро. Поступило даже предложение- повторять маршрут каждую неделю.
ЗАЧЕМ?
Зачем и для кого театр КнАМ вот уже в пятый раз затеял весь этот фестиваль? На подготовку к которому ушел год и неимоверное количество усилий. А для тех, кто здесь живет и не собирается уезжать. Множество людей приобрело друзей и получило массу удовольствий. Театр КнАМ получил уникальный опыт - удалось связать столько людей в один город, в одно время и место. Как говорили многие участники фестиваля - надо делать свое дело, а информация обязательно попадет в нужное место.
Театр КнАМ приносит свою благодарность многим людям, а особенно:
Новой Аптеке, Посольству Франции в России, авиакомпании KrasAir,такси Карина,
Региобанку, РТВ групп, Европе плюс.
Елена Романова
Продолжение фоторепортажа здесь