В честь юбилея Байкало-Амурской магистрали в Тынду отправились два эстафетных поезда "40 лет БАМу".
В честь юбилея Байкало-Амурской магистрали в Тынду отправились два эстафетных поезда "40 лет БАМу". На одном из них мне довелось проехать из Комсомольска до столицы магистрали. В качестве заголовка для этого репортажа я использовал девиз всей праздничной акции. Причём, первоначально был другой вариант, но просмотрев еще раз свои записи и фотографии? понял- что лучше этого не придумаешь, так как без Любви такая грандиозная стройка бы не случилась.
Иван Варшавский
Изначально эстафетный поезд начал свой путь из Хабаровска, но по ряду причин, я решил поехать из нашего города, тем более, что он формально является восточным началом Байкало-Амурской магистрали. На вокзале состоялся торжественный митинг, в честь прибытия поезда, и когда отзвучали все речи, и мы с коллегой погрузились в наш вагон, стали знакомиться с соседями и узнавать что почем. Первый вопрос возник сразу по приходу поезда: а в честь кого назван тепловоз? Приготовленные заботливыми организаторами раздаточные материалы сразу дали ответ: Иван Варшавский это не просто человек и тепловоз, но и Герой социалистического труда (высшая государственная награда в СССР за успехи в труде), бригадир укладчиков пути на строительстве БАМа. На строительстве магистрали кроме него был еще один такой же знатный бригадир Александр Бондарь, также награжденный званием Героя соцтруда. и также как в честь Ивана Варшавского, в честь него был назван тепловоз второго эстафетного поезда, только идущего в Тынду со стороны Байкала. Самое удивительное открытие, связанное с этим людьми было сделано в Тынде, где мне довелось лично сфотографировать обоих героических бригадиров. Личности достаточно колоритные и достойные отдельных больших рассказов, но из-за ограниченности в газетной площади рекомендую всем любителям истории поискать информацию о них в интернете самостоятельно.
Иван Варшавский- человек и тепловоз.
Александр Бондарь в Тынде даёт интервью
Постышево
Первая остановка нашего поезда состоялась в поселке имени Постышева Солнечного района Хабаровского края. Моё внимание привлек железнодорожный вокзал- довольно оригинальной архитектуры с тремя островерхими козырьками над центральной частью здания. Табличка, установленная на фасаде здания сообщала, что вокзал построен коллективом строительно-монтажного поезда "НовосибирскБАМстрой" с участием "Сибакадемстроя" и военных железнодорожников по проекту института "Сибгипротранс". Первая же станция на БАМе сразу стала свидетельством того, что магистраль строили люди со всего Советского Союза- где находится Новосибирск, а где станция Постышева? Как говорят в народе: между ними находится семь лаптей на карте, тем не менее люди из Новосибирска, воины-железнодорожники призванные со всего СССР работали на совесть, итогом чего и стал очень симпатичный вокзал. Впрочем, подобные доказательства и в большем масштабе расположены по всему БАМу. Кто-то очень скептичный может сказать, что БАМ построен руками подневольных людей, и обычных рабочих, приехавших на стройку за длинным рублём и будет неправ. Никакой строительный объект, построенный строителями без самого нежного чувства к своей работе, таким симпатичным не получится.
Внутри вокзала. Очередь в билетную кассу.
Вот такое вот замечательное панно из дерева.
Стандартное здание магазина на фоне нестандартной 5 этажки. Впрочем их несколько стоит таких.
Местный мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Вроде дом со всеми удобствами, а огородик под балконом не помешал.
Уркальту– радость под дождем
Следующую остановку наш поезд сделал на переезде Уркальту. Вроде бы ещё один небольшой полустаночек посередине тайги, однако именно здесь 30 июня 1979 года военными железнодорожниками было уложено последнее звено рельсового пути участка Ургал-Дуки, что позволило обеспечить сквозное рабочее движение поездов на восточной части БАМа по территории Хабаровского края. Говоря по простому- благодаря самоотверженному труду воинов-железнодорожников стало возможным продолжить стройку дальше. Говоря языком военных- был захвачен плацдарм для дальнейшего наступления. В этом знаковом месте и состоялся еще один митинг, во время которого награждали ветеранов-участников тех событий медалями. Самое удивительное, что сильнейший дождь не омрачил радость встречи ветеранов. Несмотря на непогоду, они вспоминали прошлое и фотографировались у памятной стелы.
Площадка перед стеллой.
Интервью состоится в любую погоду!
И в снег, и в зной играл оркестр наш духовой!
Среди зрителей как гости с поезда, так и местные жители.
Девушки проводницы фотографируются в новом для них месте.
Бамовский костёр. Честно говоря мы не дожили до момента его разжигания, так вымокли сами и техника- такой сильный дождь был.
Новый Ургал- новая Украина?
Следующим пунктом нашего путешествия стал Новый Ургал, где после традиционного хлеба и соли, я по традиции стал исследовать местный вокзал. На фасаде здания прочел, что участок трассы Новый Ургал- Джамку построен военными строителями, а сам посёлок и вокзал спроектирован и возведён коллективами из Украинской ССР. Когда-то единый Советский Союз осваивал просторы Сибири и Дальнего Востока, причем это явление было настолько организовано, что республики, бравшие шефство над каким-то участком дороги или поселком, отправляли туда не только людей, но и механизмы вместе со строительными материалами. Новоургальские старожилы рассказывали об этом с гордостью- что практически все построенные здания поселка несут в себе частичку украинской родины. А я в этот момент думал, каких это нервов, сил и средств стоило руководителям республик и областей. Плановое хозяйство подразумевало, что вот такие порывы людей делались за счет собственных ресурсов, и никто по этому поводу не роптал, так как люди понимали, что делают важное для всей страны дело.
Отмечу отдельно, что несмотря на праздничное настроение, связанное с юбилеем БАМа, тема событий в Украине нет-нет, а выходила в беседах на первый план. Именно в Новом Ургале это и не удивительно: поселок построенный украинскими строителями, временами сам об этом напоминал названием улиц (одна из главных носит имя "Киевская") и магазинов (на фоне "Харькова" я сфотографировался). В беседах с местными жителями звучала неприкрытая боль за трагические события на Украине. Более того, я с удивлением узнал, что уже несколько украинских семей, уехавших в лихие 90-е годы на Украину с БАМа, уже вернулись, а другие просятся обратно. Впрочем, боевые действия в "незалежной", оставляют жителям юго-востока Украины не слишком большой выбор, чему подтверждением и стали первые беженцы на БАМе.
Несмотря на все сложности жизнь продолжается, и во время экскурсии по посёлку наше внимание привлекла Татьяна Леонидовна Жигалова, прогуливающаяся по поселку с коляской. Я поначалу подумал, что это её собственный ребёнок, а оказалось внук. Вот что она рассказала о том, как оказалась в Новом Ургале: " В 1984 году наша семья жила в Благовещенске Амурской области. Мне было 30 лет, росли два сына, когда мы, поддавшись общему порыву, решили на семейном совете поехать на строительство БАМа. Сегодня оба сына работают на железной дороге: 43-летний Александр начальником ИЧ-8, а 38-летний Владимир заместителем начальника РЦС. Подрастают трое внучек и внук- Глеб- скоро ему будет годик. Никуда уезжать отсюда мы не собираемся, так как оторванности от "цивилизации" совсем не ощущаем. Отпуск проводим с выездом на "большую землю". Работа, внуки, дача- скучать не приходится и совсем не ощущаем, что живем в отдаленном крае".
Завершая рассказ о Новом Ургале надо обязательно рассказать о местном доме культуре- здании довольно оригинальной архитектуры с необычным интерьером. Впрочем, приятному восприятию от строения способствовало выступление струнного квартета "Глория" Хабаровской филармонии, под чарующие звуки выступления которого я и знакомился с внутренним убранством дома культуры, одного из самых больших на всём БАМе.
Чудеса техники- наш поезд только прибывает, а мы уже снимаем.
Охрана нас бережёт.
Гарны угальские дивчины.
Вид со стороны поселка.
Вот такой вот пенёк находится в сквере у вокзала
В этой основательной высотке находятся местное жд-руководство.
Волонтёры в ожидании гостей.
Возложение цветов.
Посадка дерева на память.
В каждом посёлке я стараюсь сфотографировать мемориал памяти Отечественной войны.
Выставка детского рисунка
На втором этаже дома культуры
Праздничный концерт
Управление, ДК и торговый центр- всё рядышком.
Местный торговый центр
Эта и другие картинки очень сильно напоминали Комсомольск середины 1990-х годов.
Хоккейная коробка в довольно приличном направлении.
Суровые украинские мужики в Тынде в качестве стульев используют крепкие сооружения.
Фото на фоне магазина "Харьков"
Местная больница
И Ленин такой молодой!
Одна из первых построек посёлка- столовая
Здание местной школы
Еще не средневековье, но уже где-то веет.
Татьяна Жигалова с внуком Глебом.
"Потёмкинская лестница", соединяющая вокзал и административно-культурный центр посёлка.
Продолжение: