В последние 2-3 года новости о воссоздании производства стратегического бомбардировщика (ракетоносца) Ту-160 М 2 появляются с завидной регулярностью.
Оригинал взят у в Ту-160. Между прошлым и будущим.
При этом уже забывается то, что это решение было непростым и вызвало достаточно серьезные споры среди специалистов, ответственных лиц, да и рядовые граждане не остались в стороне. Время подводить промежуточные итоги по возникавшим вопросам. Зачем вообще нужен новый ракетоносец ?
Стареют не только люди, но и самолеты. Причем самолеты могут стареть как по годам, так и по налету и количеству посадок. Все это скрупулезно подсчитывается и учитывается. И эксплуатация самолета, если один из ресурсов вышел попросту запрещена Крайний ( в авиации не любят слова "последний") Ту-160 был выпущен четверть века назад, Ту-95 и того раньше. За это время мир не стал спокойнее и угрозы, которые ядерная триада России призвана парировать никуда не делись. Скорее к старым добавились новые - международный терроризм, расширение географии распространения ядерных и ракетных технологий, региональные конфликты. На этом фоне снижение боеготовности стратегической авиации (а выработка ресурсов самолета сверх определенных норм трактуется именно как снижение боеготовности), есть снижение безопасности страны. Собственно это и есть основной ответ на вопрос - "зачем?". Но, как обычно водится, ответ тянет на свет другой вопрос.
2.Почему именно модернизированный Ту-160М2, а не новый перспективный комплекс? Это на самом деле интересный вопрос в контексте новостей о возможности создания Перспективного Авиационного Комплекса Дальней Авиации (ПАК ДА). Для ответа на этот вопрос стоит порассуждать на тему назначения боевого самолета. Самолет в этой системе координат, не только и не сколько красивое творение рук человеческих, а средство доставки средств поражения к точке, откуда эти средства можно применять по противнику. В истории авиации долгое время это были бомбы, которые приходилось доставлять прямо к цели . Сейчас это ракеты. И тут вот есть тонкость . Здесь и сейчас у России появились новейшие и эффективнейшие крылатые ракеты Х-101 (102). Помимо них по материалам открытых источников на подходе крылатые ракеты большой дальности и гиперзвуковые ракеты. И здесь становится критичным фактор сроков появления нового самолета. Ибо оружие есть, носителя нет. И эволюционное появление Ту-160М2 имеет преимущество перед разработкой ПАК ДА. Новые Ту-160М2 планируются к принятию войсками уже к 2020 году. При этом делается задел для дальнейшего развития стратегической авиации в частности и авиации в общем смысле слова. Дело в том, что самолет является интеграционным продуктом машиностроения, требующий инженерной школы, развитой кооперации предприятий, передовых проектных и управленческих решений. Если страна имеет много-много денег - это не означает того, что она способна спроектировать, построить и эксплуатировать самолет. По большому счету стратегические бомбардировщики умеют строить лишь две страны - США и Россия. При этом за последние 25 лет холодного мира многие компетенции были утеряны обеими странами. Проблемы США пусть остаются американскими проблемами, а Россия, восстанавливая производство Туполевых, готовит инженерную, производственную и организационную платформу уже для нового ПАК ДА. Еще один важный факт в пользу решения возобновления производства именно Ту-160М2 это высочайшие летные характеристики (скорость, высота) на фоне того, что многие "детские болезни" преодолены и надежность самолета подтверждена историей создания и эксплуатации. И за этими сухими формулировками стоят труд, упорство и риск, который приходилось преодолевать, создавая и улучшая самолет . Немаловажный вопрос который возникает далее.
3.Стоимость данного самолета? Несомненно самолет стоит недешево. Но стоит остеречься линейных оценок в стиле "лучше раздать пенсионерам и детям". Стоит учитывать следующие факторы. Создание и закупка самолета происходят в рамках общего военного бюджета. По большому счету речь идет не о конкуренции с пенсионерами, а о конкуренции с другими системами вооружения . При этом с одной стороны издержки снижены за счет применения наработок прошлого, с другой стороны многое новое, особенно в области электроники, будет применено в будущем на других самолетах. По сути это есть некие инвестиции. Важным моментом является факт того, что потраченные деньги остаются внутри России . Это положительный факт на макроэкономическом уровне. Это положительный факт для тех российских семей, которые получат заработную плату за работу на заводах и в конструкторских бюро. Отрабатывается кооперация в рамках производителей авиакомпонентов. К началу работы над проектом ОАК объединила все конструкторские бюро и заводы в единое информационное пространство. Была завершена работа по созданию единого "виртуального" КБ. В него были включены рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу, расположенные примерно на 40 различных площадках - авиастроительных КБ и заводах-предприятиях смежников мультипликаторный эффект для производств не производящих авиатехнику.. Для того , чтобы произвести самолет нужны станки, нужны материалы. Простой частный пример. Для восстановления производства титановых панелей на Казанском Производственном Объединении им.Горбунова Предприятия из Ржева и Ижевска получили суммарно 1.7 млрд рублей. Эти затраты в конечном итоге, хоть и выглядит парадоксально, инструмент экономического роста. Правда с одной маленькой ремаркой.
4.А что с реализуемостью проекта ? Просто факт. В октябре 2017 года первый с 1998 г. Ту-160 поставлен под ток. Это важный маркер, который позволяет заглянуть в дорожную карту проекта на пути от планов к конкретной реализации. Резюмируя, следует отметить, что время расставляет все по своим местам. Окончательные ответы мы получим в тот момент, когда обновленный "Белый лебедь" станет на крыло. Но на настоящем этапе достаточно поводов для сдержанного оптимизма
Материал впервые размещен здесь. https://golos.io/ru--aviacziya/@mir-mag/tu-160-mezhdu-proshlym-i-budushim#comments