В рамках выполнения государственного контракта ОАК, компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и «ОАК-Закупки» построили два самолета специального назначения на базе самолета RRJ‑95LR‑100.
Они предназначены для решения задач Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В сентябре 2014 года ОАК заключила два государственных контракта с МЧС России на поставку двух воздушных пунктов управления (ВПУ) на базе самолетов RRJ‑95LR‑100. Один из самолетов («с медико-эвакуационными функциями») согласно техническому заданию должен был обеспечивать перевозку до 58 пассажиров в пассажирском варианте или, в медико-эвакуационном варианте, до четырех пострадавших на медицинских модулях и группу сопровождающих их врачей. Второй самолет («с многопрофильными функциями») в большей степени предназначался для использования его именно в качестве пункта управления, но техническое задание также предусматривало установку двух медицинских модулей для эвакуации пострадавших. В пассажирском варианте этот самолет должен был иметь только 19 пассажирских мест, но, зато, более комфортные условия для работы оперативного штаба. Кроме специальных конвертируемых салонов и медицинского оборудования оба самолета должны были быть оснащены специальным поисковым оборудованием, спутниковой телефонной и видеоконференцсвязью, аппаратурой контроля радиационной обстановки. У компании ГСС к тому моменту уже был опыт создания с VIP салоном. Однако установить медицинское, специальное поисковое оборудование и систему спутниковой связи предстояло впервые. Для реализации проекта была создана кооперация: • ОАК — заключение и исполнение госконтракта, общая координация работ по проекту; • ГСС — головной исполнитель по проекту (изготовление «зеленых» самолетов, монтаж спецоборудования на них, конструкторское сопровождение разработки и монтажа специнтерьеров пассажирских салонов и медицинского оборудования, проведение наземных и летных испытаний и сертификация всех внедренных изменений); • компания «ОАК-Закупки» — заключение и управление контрактами с поставщиками оборудования. Для разработки, поставки и установки элементов интерьера пассажирской кабины была выбрана компания «ВЕМИНА Авиапрестиж». Медицинские модули были разработаны и изготовлены отечественной компанией «Высота», которая имеет успешный опыт выполнения такого рода работ, а также специализируется на техническом обслуживании самолетных медицинских модулей. Разработчиком и изготовителем поискового оборудования выступила компания «ЭЛСИ» из Великого Новгорода, а в качестве разработчика и поставщика спутниковой связи и видеоконференцсвязи была привлечена российская компания «СТЭККОМ». Созданные в ходе проекта воздушные суда уникальны. Они способны эффективно решать задачи МЧС России, прежде всего по оперативной эвакуации пострадавших с возможностью оказания им медицинской помощи во время полета. Современные медицинские модули, установленные на самолеты RRJ‑95, предназначены для эвакуации носилочных пострадавших, непрерывного мониторинга их состояния, поддержания жизненно важных функций организма и оказания «тяжелым» пациентам реанимационной помощи непосредственно на борту самолета. В состав медицинских модулей входит необходимое для проведения первичных реанимационных мероприятий оборудование, которое может работать от наземных, бортовых источников электроэнергии и в автономном режиме. Просторный салон RRJ‑95 предоставляет возможность компактно и удобно разместить специальные медицинские модули и крупногабаритное медицинское оборудование одновременно по правому и левому бортам самолета, что значительно облегчает работу медиков при оказании экстренной медицинской помощи во время полета. Вместительное багажное отделение позволяет единовременно перевозить целевые грузы, медицинское оборудование и специальное подъемное оборудование, предназначенное для автоматизированного подъема пострадавших на борт.
Самолеты являются мобильными пунктами управления, оснащенными современными системами спутниковой связи, обеспечивающими бесперебойную телефонную и видеоконференцсвязь для контроля, координации и взаимодействия сил специального реагирования во время аварийно-спасательных работ. ВПУ позволяют осуществлять поиск очагов пожаров, а также обнаружение, идентификацию и определение координат наземных и надводных объектов, посредством специального поискового бортового оборудования, управляемого с рабочего места оператора в пассажирской кабине.
Самолеты SSJ100 могут эксплуатироваться в широком диапазоне температур, от –54 °C до +45 °C, в различных климатических зонах и сложных метеоусловиях. Высокая крейсерская скорость, улучшенный взлетные и посадочные характеристики, оперативная подготовка RRJ‑95 к вылету позволяют гибко использовать самолеты в различных регионах и поддерживать их в постоянной готовности к выполнению спасательных рейсов. Учитывая тот факт, что и самолет Sukhoi Superjet 100 (RRJ‑95), и специальное оборудование, обеспечивающее выполнение задач МЧС, являются российскими, большим преимуществом при их эксплуатации станет оперативность и доступность технического обслуживания. На сегодняшний день на стадии реализации находятся нескольких контрактов с российскими и зарубежными заказчиками по поставкам самолетов Sukhoi Superjet 100 в бизнес версии.
Оригинал взят у в «Суперджет» придет на помощь:новый салон самолета специально разработан для решения задач МЧС России