Уникальные воспоминания непосредственного участника тех событий - заместителя генерального директора Совместного Предприятия «Мак Амур Констракшн Сервисез Компани» Владимира Харитонского
Замминистра обороны РФ Юрий Борисов подверг критике Амурский судостроительный завод (ОАО АСЗ») за неоднократные срывы сроков поставки Военно-морскому флоту (ВМФ) боевых кораблей, уточнив при этом, что «на то были объективные причины».
Начинались эти «причины» в 90-е, и назывались «Конверсия ОАО «Амурский судостроительный завод». В распоряжении редакции оказались уникальные воспоминания непосредственного участника развала крупнейшего судостроительного завода на Дальнем Востоке Владимира Харитонского. В то время заместитель генерального директора Совместного Предприятия «Мак Амур Констракшн Сервисез Компани».
Развал и дезорганизация крупнейшего предприятия оборонного комплекса на Дальнем Востоке России ОАО «Амурский судостроительный завод» - как это было на самом деле...
«После развала СССР и «сближения» с США между Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным было заключено соглашение о проведении конверсии оборонных предприятий России. В эту программу попал и ОАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре), строивший подводные лодки. Во времена СССР ежегодно со стапелей завода выходило минимум две субмарины. Госдепом США на проведение конверсии ОАО «АСЗ» было выделено $ 250 000 (двести пятьдесят тысяч долларов США).
Вся вышеуказанная сумма, была выплачена только американским специалистам, проводившим «Технико-экономическое обоснование конверсии ОАО «АСЗ» и изучивших все оборудование и структуру Амурского судостроительного завода.
Результаты проведенного «Технико-экономического обоснования конверсии», по условиям того же соглашения, также являлись собственностью Госдепа США. Это два огромных фолианта, (формальная часть работы) объемом по 900 страниц каждый. Они еще долгое время лежали невостребованными в моем кабинете пока, наконец, перед отъездом американцы их не забрали с собой. Один экземпляр на русском языке мне все-таки удалось сохранить. Но это отдельная история.
Для проведения технико-экономического обоснования конверсии на ОАО «АСЗ» в 1993 году прибыла группа американских специалистов из компании McDermott Internatonal (МакДермотт). Компания занималась строительством нефтедобывающих платформ, в частности, в Мексиканском заливе и имела большие мощности по всему миру.
Американцы прибыли в некогда закрытый город Комсомольск-на-Амуре на секретный военный завод, строивший атомные подводные лодки. Они были допущены во все цеха завода, на стапеля и все секретные объекты. В цехах им показывали, как режут корпуса атомных субмарин в рамках той же «конверсии».
То, что создавалось потом и кровью тысяч рабочих и инженеров не только ОАО «АСЗ», но всей огромной страны, на глазах скромно прячущих улыбку американских специалистов, сотни рабочих разрезали на куски.
Американцам было показано все, что вызывало у них интерес. Вся организационная работа с американскими специалистами была поручена отделу Внешних Экономических Связей завода.
В то время я работал в должности заместителя начальника отдела и многократно сопровождал американских специалистов во время таких посещений цехов и объектов завода.
Основной задачей, по моему глубокому убеждению, проведения технико-экономического обоснования конверсии ОАО «АСЗ» (как впрочем, наверное, и других предприятий оборонного комплекса) было получение полной разведывательной информации, а главное, необходимость на месте убедиться, что развал предприятия окончательный. И угрозы для США в плане производства атомных субмарин ОАО «АСЗ» уже не представляет! К сожалению, так и произошло!
Ни одной новой лодки завод больше не построил. По истечении большого периода времени была достроена атомная подводная лодка (заказ 518), которая была заложена еще в предыдущий период.
Понимание всего этого пришло гораздо позже, когда уже появились реальный итог технико-экономического обоснования конверсии ОАО «АСЗ». Выполнено ТЭО за деньги Госдепа США американскими специалистами и с результатами, принадлежащими же американцам. И вот почему.
Результатом проведение ТЭО конверсии ОАО «АСЗ» явилось решение, что завод больше не строит атомные подводные субмарины, а создает мирную продукцию и участвует в офшорном строительстве для создания нефтедобывающих платформ в рамках Сахалинских проектов, в частности проекта «Сахалин II».
Можно себе только представить радость тогдашнего генерального директора ОАО «Амурский судостроительный завод» Павла Сергеевича Белого, когда появилась перспектива таких заказов!
По стоимости одна нефтегазодобывающая платформа примерно эквивалентна стоимости подводной лодки. Завод в то время находился в тяжелейшем состоянии. Государство завод просто бросило. Особенно после того как в 1992 году во время посещения Комсомольска-на-Амуре, Егор Гайдар заявил жителям города, что Комсомольск-на-Амуре вообще не нужен и не имеет право на существование, ситуация на заводе еще более обострилась.
К моменту проведения ТЭО конверсии градообразующего предприятия ОАО «АСЗ», на заводе уже несколько лет не выплачивалась заработная плата. Много специалистов просто ушли с завода, и тут такие перспективы! Но, увы! В дальнейшем все оказалось по-другому.
Для информации. Одним из операторов нефтедобычи на шельфе о. Сахалин по «Соглашению о разделе продукции» выступал консорциум MMMМC (Мицуи, Мицубиши, Марафон, МакДермотт и Шелл). Впоследствии переименованный в «Сахалинскую Энергию», и участвующий в проекте «Сахалин II» по разработке Пилтун-Астохского месторождения на шельфе о. Сахалин.
К моменту начала проекта «Сахалин II» (21 июня 1996 год) компания МакДермотт (McDermott), являющаяся соучредителем Совместного Предприятия «МакАмур», из консорциума «Сахалинская Энергия» вышла, продала свою долю акций и закрыла свой офис в Южно-Сахалинске.
Для реализации результатов ТЭО конверсии и участия завода в Сахалинских проектах было принято решение о создании совместного предприятия, учредителями которого являются с российской стороны ОАО «Амурский судостроительный завод» («АСЗ») и иностранный участник компания МакДермотт.
Учредительный договор о создании компании «ТОО Мак Амур Констракшн Сервисез» был подписан 29 марта 1994 г. Мне было поручено заняться регистрацией Совместного Предприятия.
Так как это было первое Совместное Предприятие на Дальнем Востоке России, между предприятием оборонного комплекса и иностранным участником, регистрация СП проходила в администрации Хабаровского края.
10 ноября 1994 года СП было зарегистрировано. Совместное Предприятие называлось «McAmurConstractionServicesCompanyT.O.O», на русском языке СП «Мак Амур Констракшн Сервисез Компани» («МакАмур»).
Все финансирование осуществлялось через СП «МакАмур». Напрямую деньги на ОАО «АСЗ» не переводились. Такая схема финансирования была выбрана в силу ряда причин.
В рамках проекта на завод напрямую деньги из-за границы от иностранного заказчика («Сахалинская Энергия») не могли переводиться из-за тяжелейшего финансового состояния завода, огромных долгов и пр.
Кроме того, американцы шутили: «мы вам переводим на завод деньги в рамках проекта, а вы на эти деньги строите подводные лодки».
Но самое главное, в СП у американской стороны была возможность осуществлять контроль над поступлением и расходованием средств от иностранного заказчика.
По Уставу СП «МакАмур», первые пять лет генеральным директором СП должен быть представитель американской стороны (компании McDermott), заместителем генерального директора - представитель российской стороны (ОАО «АСЗ»).
В середине 90-х годов действовало Соглашение о разделе продукции. В рамках соглашения о разделе продукции доля российского участия должна была составлять не менее 70% всех объемов работ в Сахалинских проектах. По этой причине было принято решение часть подрядных работ передать на ОАО «АСЗ».
По итогам ТЭО конверсии ОАО «Амурский судостроительный завод», на встрече в Хьюстоне (июнь 1994 г.) нам была объявлена концепция участия ОАО «АСЗ» в Сахалинских проектах. Это строительство трех нефтегазодобывающих платформ. Такая перспектива загрузки завода по-настоящему радовала.
На очередном Совете директоров Совместного Предприятия в Москве представители американской стороны заявили, что концепция несколько изменилась и Амурский судостроительный завод и, соответственно, СП «МакАмур» будут принимать участие в строительстве не трех, а двух нефтегазодобывающих платформ.
Следующий Совет директоров на Кипре (Ларнака, апрель 1996 г.) оказался еще более неожиданным по своим результатам. Первый день заседаний принес очередной сюрприз.
Представитель американской стороны в своем докладе вновь объявил об изменении концепции. Теперь, оказывается, строить будем всего одну нефтегазодобывающую платформу. Но это был только первый день заседаний Совета директоров.
Во второй день заседания Совета директоров, докладчик с американской стороны постоянно прерывался, звонил куда-то, ждал какого-то решения и, в конце концов, объявил, что платформы строить, вообще, не будем.
Платформу они уже отбуксируют действующую с Аляски под названием «Моликпак». А мы будем строить основание для этой платформы, так называемый «Spacer». Восьмиугольник размерами 110 х 110 метров, общим весом металлоконструкции 15 000 тонн.
Долго рисовал на доске как они отбуксируют уже действующую платформу с Аляски в Ю. Корею. А завод построит для нее основание и отбуксирует основание в Пуссан (Ю. Корея). Там они свою действующую платформу «Моликпак» установят на наше основание (Spaser) и отбуксируют на шельф о. Сахалин. Что в дальнейшем и было осуществлено.
Сейчас эта нефтегазодобывающая платформа на основании, изготовленном на ОАО «АСЗ», стоит на Пилтун-Астохском месторождении на шельфе о. Сахалин и называется «Витязь».
Таким образом, в результате ТЭО конверсии ни одной платформы, вместо трех обещанных, построено не было. Результатом явилось заключение контракта №CI-6 от 6 ноября 1996 года между Sakhalin Energy Investment Company Ltd. («Сахалинская Энергия»), JSC Amur Shipbuilding Plant (ОАО «Амурский Судостроительный Завод») и Mc Amur Construction Services Company T.O.O. («Мак Амур Констракшн Сервисез Компани Т.О.О.») на проектирование, строительство и сертификацию основания (Spaser) для использования на Пилтун-Астохском месторождении, проект Сахалин-II, первая фаза.
Иначе говоря, строительство основания (Spaser) для уже существующей нефтегазодобывающей платформы (американской) «Моликпак». Но и это еще не все. Общая сумма контракта составляла $ 35 500 000 (тридцать пять миллионов пятьсот тысяч долларов США).
Доля Российского участия в соответствии с Соглашением о разделе продукции должна была составлять не менее 70%, но и здесь американская сторона нас обошла.
СП «МакАмур» - российский резидент. Договоры заключались с резидентом (Соглашение вроде соблюдается), а далее, через СП нанимались иностранные компании-поставщики.
В конечном итоге работа и часть денег опять уходили к иностранцам. Из вышеуказанной общей суммы контракта ($ 35 000 000) на долю завода пришлось $ 27 800 000 (двадцать семь миллионов восемьсот тысяч долларов США), остальная сумма была уплачена иностранным участникам проекта за материалы, проектирование и пр.
Был еще ряд незначительных проектов: строительство баржи по ликвидации жидких радиоактивных отходов по заказу японцев, изготовление модуля заводнения, энергетического модуля. Но, естественно, это не могло идти, ни в какое сравнение, с обещанными объемами по загрузке завода в рамках проведенного Технико-экономического обоснования конверсии ОАО «Амурский судостроительный завод» американскими специалистами.
При создании Совместного Предприятия в уставный капитал СП «МакАмур» американская сторона внесла (также как и завод) $ 5 000 (пять тысяч долларов США). По окончании проекта, при выходе из Совместного Предприятия на совете директоров в Турции (Анкара, 1 декабря 1998 г.), американская сторона предложила продать нам свою долю (акции) и запросила уже $ 200 000 (двести тысяч долларов США).
Я достаточно убедительно обосновал нашу позицию (был один на этом Совете с российской стороны) что, ни одного доллара от нас они не получат.
В конце концов они уступили нам свою долю акций за символическую цену $ 10 (десять долларов США (договор от 01 декабря 1998 г.) на этом и расстались. Они вышли из СП «МакАмур»...».
Оксана Егорова,
Владивосток
Дебри ДВ