70 лет назад завод имени Юрия Гагарина был награжден орденом Ленина.
Пять лучших работников: директор завода Д.А. Тимофеев, главный инженер П.П. Ковалевский, парторг ЦК ВКП(б) В.Т. Романов, начальник конструкторского отдела А.М. Вульман, токарь А.П. Денисов также были удостоены этой высокой награды. Еще 128 заводчан отмечены орденами, медалями и другими почетными наградами Родины.
В самые первые дни после нападения фашистской Германии многие заводчане ушли на фронт, а на плечи оставшихся легла ответственность за судьбу производственного плана, военных заказов. Женщины стремились «овладеть вторыми профессиями», чтобы встать на место мужчин. На заводе рождались новые патриотические начинания, которые подхватывались сотнями тружеников.
Обычные мирные трудовые нормы ушли в прошлое. Был введён 11-часовой рабочий день, двусменная работа. На самом же деле каждый работал столько, сколько требовалось для выполнения фронтового задания. Заводчане выполняли нормы на 200 и 300 процентов. Уже 16 июля 1941 года лучший токарь завода А. Денисов выполнил дневное задание на 320 процентов. 26 июля 1941 года 19-летний слесарь С. Тарабарко выполнил норму на 1000 процентов.
С первых дней Великой Отечественной войны на заводе была осуществлена коренная перестройка всей работы предприятия. Для выполнения задания Государственного Комитета Обороны были увеличены производственные площади и мощности, организовано производство деталей из нового цветного сплава, созданного заводскими инженерами, который позволил ежемесячно экономить до 15 тонн сырья. Коллектив освоил восстановление ряда изделий, которые до войны поступали из западных областей страны.
В 1941 году авиастроители собственными силами смонтировал пять электропечей, организовали собственное литьё из алюминиевых отходов, изготовили десять эксцентрических прессов, гидравлический пресс и другое оборудование. За первые четыре месяца войны завод сократил расходы чёрных металлов на 544 кг. Всего за годы войны было выпущено свыше 100 единиц оборудования, внедрено 1560 рационализаторских предложений с экономией пять миллионов рублей.
Самоотверженная работа авиастроителей была оценена Родиной. О комсомольских заводчанах-стахановцах сообщало Совинформбюро, о них знала вся страна. Комсомольский авиастроительный много раз становился обладателем Красного знамени. Причем все это было сделано коллективом, который своей численностью был на 20 процентов меньше по сравнению с мирным временем.
18 июля 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР завод № 126 (ныне КНААПО) за образцовое выполнение заданий правительства по серийному производству боевых самолетов получил высшую награду СССР - орден Ленина.