Можно без всяких сомнений сказать, что большинство горожан волнует положение КнААПО, о значении этого предприятия для города и края не писал, наверное, только, ну очень ленивый корреспондент. Тем не менее информация поступающая с авиастроительного объединения, очень скудна, и рассеять этот информационный вакуум мы попробовали с помощью Анатолия Ивановича Бондаренко, председателя профсоюзного комитета КнААПО.
- Анатолий Иванович, как складывается ситуация на объединение сегодня?
-К сожалению, решением правительства наше предприятие было лишено статуса головного по исполнению экспортного контракта. Это решение больно ударит не только по заводу, но и по финансовому наполнению бюджетов города и края. Чтобы как-то исправить складывающееся положение, нами были предприняты ряд мер. В частности нам удалось ознакомиться с текстом лицензии, выданной АВПК «Сухой» на конструирование и изготовление военной авиатехники. Сегодня АВПК кроме помещений, чуть более ста человек персонала и ограниченного набора оргтехники ничего за душой не имеет. Получается, что право у них на изготовление техники на бумаге есть, а реальных возможностей нет. Мной было написано заявление на имя Виктора Алексеевича Озерова, председателя комитета обороны и безопасности Совета Федерации, с просьбой обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительной лицензии АВПК. Как мне стало известно, заместитель Генерального прокурора Бирюков уже инициировал судопроизводство по этому вопросу.
Если говорить о других делах, то нами выполняются все обязательства по экспортным контрактам, по программам «С-80ГП» и «Бе-103», но и тут возникли свои трудности. В связи с изменением статуса объединения, была потеряна часть средств, что не могло не сказаться на нашей работе. Кроме того, москвичи нас упрекают в том, что мы тратим немалые средства на поддержку «Авеста». Нам ставят в вину, что мы не желаем избавляться от объектов социально-культурной сферы, но немногие знают, что, например, ОАО «ОКБ имени Сухого» принадлежит пансионат на берегу Чёрного моря и строится профилакторий в Подмосковье. На Рыбинском моторостроительном объединении, где когда-то избавились от «социалки», в наши дни уже за счёт собственных средств возвращают эти объекты в собственность. Больше того, вкладывают деньги в реконструкцию социальной сферы, так как новое руководство этих предприятий видит важность объектов социальной сферы для своих работников. У нас же всё делается с точностью до наоборот. Даже руководство КнААПО, видимо, поддавшись нажим у московских чиновников, сдаёт свои позиции в этом вопросе. Конечно, не всё так плохо, и объединение сознательно идёт на расходы по поддержки непрофильных производств, среди которых «Авест», трамвайное производство, так как есть понимание необходимости сохранения рабочих мест. Не всё так просто во взаимоотношениях нашего профсоюза и администрации объединения, но мы надеемся, что в мае все-таки удастся провести конференцию трудового коллектива, на которой мы должны разрешить проблемы размера заработной платы, срочных трудовых контрактов и ряд других вопросов, по которым у нас есть разногласия.
- 17 марта профсоюзны совместно с городским комитетом КПРФ проводили митинг, на котором было принято обращение к президенту о нарушении положений его же указа об АХК «Сухой». Есть ли какая-нибудь реакция?
- Действительно, на том митинге мы подготовили такое обращение. Мной как депутатом был инициировано обращения от краевой думы, ассоциации законодательных собраний Дальнего Востока и Забакалья по тому же вопросу. Как мне стало известно, Путин уже дал указания своим помощникам разобраться, кто же изменил уже согласованный текст постановления правительства. Реакция есть. Правда, печально осознавать то, что на первомайском митинге, организованном профсоюзами, людей было не так много. Как и когда-то, жизненно важные вопросы мы обсуждаем на кухне и боимся потерять своё драгоценное « дачное» время. В результате теряем значительно больше. В Воронеже несколько десятков тысяч горожан выступили против коммунальной реформы, и об этом говорит вся страна. А что получилось у нас? Если взять для примера только КнААПО, то больше всего участников митинга было от 55-го цеха, где большая часть работников --женщины. Из пяти заказанных автобусов, два пришлось отправить обратно. В этих условиях удивляться тому, что правительство делает всё, что хочет, не приходится.
Александр Альдиев