За время моей работы журналистом мне приходилось писать о самых разных людях, предприятиях, организациях и событиях. Всякое бывало, но разговор с Сергеем Александровичем БОЛЬШЕДВОРСКИМ, директором ЗАО «Микроджет», меня приятно удивил. Хотите узнать почему - читайте дальше.
- Сергей Александрович, лично я всегда отмечал, что в вашем коллективе работают просто замечательные люди. Например, известный в Комсомольске-на-Амуре фотохудожник Владимир Меринов работает у вас инженером-проектировщиком и занимается проектированием структурированных кабельных систем. Расскажите, пожалуйста, как складывался ваш коллектив?
- Все начиналось в 1988 году, когда мы с друзьями организовали кооператив, в котором занимались программированием и компьютерными сетями. Не все тогда получилось, но в 1990 году я познакомился с сотрудниками совместного тогда еще советско-американского предприятия «Форт-Диалог». В мае следующего года меня назначили директором Комсомольского-на-Амуре филиала этого предприятия.
Мы вполне успешно проработали несколько лет, но с 1995 года в экономике страны начал ощущаться большой общесистемный кризис. В начале 1996 года руководством СП было принято решение закрыть филиалы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке и отпустить их в свободное плавание. Так появился «микроджет», который начал свою работу 1 июля 1996 года. Новое предприятие взяло на себя все гарантийные обязательства «форт-диалога», и клиенты даже не почувствовали перехода от одной фирмы к другой.
Это был достаточно рискованный шаг. Но были опыт и желание работать. Не успели справиться со всеми неурядицами, как в 1998-м случился дефолт. В сентябре того года я всерьез думал о закрытии фирмы через процедуру банкротства: не было ни денег, ни оборудования, ушла часть сотрудников. Оставались только долги и оставшиеся сотрудники. Все вместе нашли вариант выхода из этой непростой ситуации. Когда честно и профессионально работаешь, тебя всегда заметят. Заметили и нас.
В 2000 году нам очень сильно повезло, когда к нам обратилось КнААПО за компьютерной техникой. С того времени у нас сложились с ними прочные партнерские отношения, и мы гордимся тем, что в лучших в мире самолетах есть и частица нашего труда.
Мы стараемся создать теплый и уютный климат во взаимоотношениях между сотрудниками. Бесплатное их обучение обходится фирме в немаленькую копеечку, но мы идём на эти затраты, так как считаем, что самое главное в нашем деле - это люди. Сотрудники фирмы могут взять беспроцентную ссуду. Никто не считает, кто сколько выпил чашек кофе. И на сегодня у нас сложился стабильный коллектив, в котором практически нет «текучки», в котором и с которым приятно работать и клиентам, и мне.
- Ваше предприятие является официальным представителем в Комсомльске крупнейшего российского производителя компьютеров - корпорации «Аквариус». Как я понимаю, добиться этого статуса было непросто?
- Сначала появляется задача, которую нам нужно решить. Затем смотрим, с чьей помощью мы это сможем сделать. Но при этом нужно понимать, что в конечном итоге мы всё равно работаем с людьми. В начале девяностых сегодняшние директора направлений и вице-президенты крупных московских компаний были простыми менеджерами, с которыми мы работали. Мы нашли контакты в «Аквариусе», но, чтобы стать ее партнером, этого было недостаточно. Кампания «Аквариус» известна своими очень высокими внутрифирменными стандартами, и только наше соответствие им помогло нам добиться поставленной цели.
- «Аквариус» все-таки российская фирма. А как вам удалось наладить тесное взаимодействие с транснациональной корпорацией «Ксерокс»? Наверняка в этой компании есть традиции и методы работы, не всегда совпадающие с российскими.
- К сотрудничеству с «ксерокс» мы стремились сами. Их главное отличие от многих зарубежных фирм состоит в том, что они осознают, что нужно работать на территории клиента, и поэтому своё внедрение на российский рынок начинали во времена Советского Союза. После смены политического строя в 1991 году корпорация «Ксерокс» оказалась одной из первых, кто начал формировать дистрибьютерско-дилерскую сеть на новых условиях. «Ксерокс» сделал это быстрее других, так как считает, что у его оборудования должно быть качественное сервисное обслуживание вне зависимости от места расположения клиента.
На это тратится много времени, денег и сил. В качестве примера можно привести такой факт: представитель «Ксерокса» бывает у нас раз в два месяца. Мы вместе обсуждаем проблемы и пути их решения, бываем у наших клиентов. Это оказалось созвучно нашему стилю работу, и поэтому у нас достаточно большой сервисный центр. Сейчас у нас серьезный уровень продаж, а через сервис проходит от 30 до 40 аппаратов в месяц. Мы не шарахались от одного производителя к другому и потому у нас сегодня совсем другой уровень отношений с «Ксерокс». Есть доступ к внутренней документации «Ксерокса» и, кроме того, мы имеем очень приличные скидки. Мы можем воздействовать на любой уровень российского «Ксерокса», вплоть до генерального директора «Ксерокс-СНГ». Мы представляем для них интерес.
Но не только сотрудничество с крупными фирмами попадает в сферу наших интересов. Благодаря нашему большому опыту работы с различной печатающей и копировальной техникой, сейчас очень динамично развивается направление, связанное с заправкой и ремонтом картриджей печатающих и копирующих устройств. Хорошо отработанная технология и производственная дисциплина позволяют нам уже сегодня выполнять свыше ста заправок в месяц. Причем, цены на этот вид услуг нами были установлены в 1999 году и с той поры не менялись. Такая высокая динамика роста этих услуг связана со стабильно высоким качеством профилактики и выполнения заправки. А правильно заправленный картридж реально продлевает срок службы принтера или копира.
- Сергей Александрович, суть универсального компьютерного центра подразумевает высокое качество подготовки инженеров. Откуда они пришли к вам?
- Начну с того, что мы не «универсальный компьютерный центр». Ведь еще Козьма Прутков сказал, что нельзя объять необъятное. Мы занимаемся только тем, что можем делать хорошо. А грамотных людей в центре занятости не найдешь. Многие сотрудники - мои давние знакомые. Например, с руководителем сервисной службы Юрием Гапоновым и Геннадием Никитиным мы вместе строили корабли на судостроительном заводе. Сотрудников подбираем себе фактически по знакомству и рекомендациям. Стараемся минимизировать риск попадания случайных людей.
Для того, чтобы клиенту было хорошо, в фирме должны быть железная дисциплина и строгий порядок. Для удобства работы мы открыли новый офис. Теперь одновременно можем обслуживать до четырех клиентов. При этом у нас нет прилавка, и это наше принципиальное решение. Мы уважаем нашего клиента и считаем, что с каждым нужно как минимум поговорить и попытаться узнать его желания. А прилавок не предполагает долгосрочного сотрудничества и партнёрства. Мы считаем, что самое главное в наше деле – это, прежде всего, человеческие отношения. Вне зависимости от того, о ком идет речь: о клиенте, нашем сотруднике или фирме-партнере.
Учитывая, что этот номер газеты предновогодний, я воспользуюсь случаем и от имени дружного коллектива «Микроджета» поздравляю всех комсомольчан с новым 2004 годом и желаю всем здоровья, счастья и удачи!
Вопросы задавал Александр Альдиев