Монетизация - это только верхушка айсберга

Недавно заместитель председателя Законодательной Думы Хабаровского края Николай Иванович ЦИЛЮРИК встретился со студентами-юристами третьего курса Политехнического университета Комсомольска-на-Амуре. Тема лекции была самая что ни на есть животрепещущая: устройство органов законодательной власти Хабаровского края и исполнении  программы социальной защиты. Николай Иванович является одним из разработчиков программы социальной защиты населения в Хабаровском крае и поэтому говорил не только с чувством, но и со знанием дела. После встречи со студентами, автор этих строк задал несколько вопросов Николаю Ивановичу.

- Как бы вы могли прокомментировать ситуацию с монетизацией льгот и столь поздним принятием Законодательной Думы Хабаровского края бюджета 2005 года.  

-Сейчас действует федеральный закон «об общих принципах формирования органов представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации». С его появлением была юридически оформлена система разделения ветвей власти. Сделано это не только для того, чтоб законодатели могли контролировать действия правительства, но и  чтобы власть не забывала, для чего она нужна: прежде всего, для защиты интересов всего населения. В январе вступил в действие федеральный закон «о местном самоуправлении», а также 122-й закон, по которому и проводится монетизация льгот. Большинство граждан страны считают, что этот закон касается только монетизации льгот, а это не совсем соответствует действительности. монетизация - только видимая часть огромного айсберга изменений в законодательстве, влияющих на бюджеты регионов и муниципальных образований и исполнение ими своих полномочий. Поступлений в бюджет края и муниципальных образований становится значительно меньше. Изменения в закон о недрах, по которому в бюджет Хабаровского края ежегодно приходило около 800 миллионов рублей, теперь лишают его этих средств. Подобное положение касается налоговых поступлений от лесных угодий, которые ежемесячно приносили в казну края около 20 миллионов рублей.

С введением в действие 122-го закона было много неясностей. И поэтому, когда комиссия краевой Думы под моим руководством разрабатывала рекомендации для решения о введении монетизации  в 2005 году, было решено оставить льготы в натуральном виде. Программа социальной защиты населения из краевого бюджета-2005 прошла два чтения, но была отозвана правительством края после визита Михаила Зурабова. Для обеспечения всех льгот нужно было получить из федерального бюджета 5 миллиардов рублей. От министра здравоохранения и социального развития мы услышали, что де если вы с решением Москвы не считаетесь, то и денег на оплату льгот из федерального бюджета не получите. Как регион, не поддержавший монетизацию льгот, Хабаровский край сразу лишился финансовой поддержки при подготовке к зиме. Еврейская автономная область, поддержавшая закон, получила 79 миллионов,  Приморье - 200 миллионов. Хабаровский край и Саха-Якутия к зиме готовились своими силами.

При таком раскладе мы были вынуждены срочно готовить новую программу социальной защиты и бюджет края, уже предусматривающие монетизацию льгот. Задержка в этом вопросе могла привести к тому, что с нового года наши льготники не получили бы ничего. Поэтому закон был принят 29 декабря. Как говорят в народе, нет худа без добра, и благодаря монетизации, всплыл факт, что заложенных в бюджет средств не хватает, а 2 миллиона льготников были просто потеряны.

- Николай Иванович, с изменением распределения средств между бюджетами разных уровней, особенно острым становится вопрос их распределения между муниципальными образованиями. 

- Действительно, большая часть  налогов стала поступать в бюджет края, и уже из него должны выделяться средства в органы местного самоуправления. При этом я считаю, что в бюджет Комсомольска-на-Амуре средств из краевого должно поступать в такой же пропорции, как и налоговых сборов. То есть, в гораздо в большем, чем сегодня, размере. У нас сейчас складывается такое положение, при котором средства распределяются между всеми поровну. К чему может привести уравниловка, мы уже знаем.

Более того, два года назад у Комсомольска-на-Амуре правительство Хабаровского края занимало 270 миллионов за счет больших поступлений от деятельности КнААПО. До сих пор мы не можем получить средства обратно, а в соответствии с соглашением, долг должен был быть погашен в октябре прошлого года. Этого до сих пор не произошло. Более того, администрации Комсомольска-на-Амуре предлагают заключить новое соглашение о возврате долга. В этом случае не будет возможности обратиться в арбитражный суд. Из 270 миллионов обратно мы получим только «пшик».

 Не надо думать, что подобные отношения характерны только для Хабаровского края. Такие вещи происходят в масштабах всей страны. Наделение полномочиями не сопровождается выделением финансов для их исполнения. Кроме того, положение, при котором из всей страны только семь регионов являются донорами а федеральный бюджет выполняется с профицитом, нормальным назвать нельзя. Возможностей же для затягивания приведения краевых законов в соответствие с федеральными, существенно ущемляющими интересы края, сейчас нет. Сегодня действует норма, при которой можно распустить законодательный орган указом президента без решения судебных органо


Александр Альдиев

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий