Есть только «Су»!

О перспективах АХК «Сухой» и КнААПО мы поговорили с Михаилом Петровичем Симоновым, генеральным конструктором ОАО «конструкторское бюро имени Сухого».

Комсомольские авиастроители отпраздновали свое семидесятилетие, слушали поздравления и укрепляли свою веру в счастливое будущее.

По случаю юбилея в Комсомольск-на-Амуре заводской «Ту-154» привез из москвы сотню гостей, среди которых были руководители авиационной холдинговой компании «Сухой» с Михаилом погосяном во главе, конструкторского бюро имени Сухого и бывшие руководители завода.

Программа празднований дня рождения завода была насыщена и включала в себя как традиционный карнавал с не менее традиционным торжественным собранием в только что отремонтированном дворце культуры авиастроителей. Во время торжественного собрания полномочный представитель президента России Константин Пуликовский вручал награды наиболее отличившимся работникам авиационного объединения.  Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени вручили Сергею Ташлыкову, начальнику цеха №21, и Людмиле Кобзевой, главному бухгалтеру КнААПО. Группа авиастроителей стала обладателем звания «Почетный машиностроитель РФ» и «Почетный конструктор РФ». 

Все это, конечно, замечательно, но лучшей наградой сегодня стали бы новые заказы. О перспективах АХК «Сухой» и КнААПО мы поговорили с Михаилом Петровичем Симоновым, генеральным конструктором ОАО «конструкторское бюро имени Сухого».

- Михаил Петрович, фирма «Сухого» наибольшую известность получила благодаря боевым самолетам. Уже довольно долгое время идет дискуссия о том, каким быть российскому самолету следующего поколения. В ряде публикаций утверждалось, что отечественным ВВС вообще не нужен такой самолет, так как  задачи, которые ставятся перед ним, можно решить с помощью уже существующей техники. Их оппоненты говорят о том, что с российским аналогом американского «раптора» мы уже опоздали, и поэтому нужно заниматься уже беспилотным боевым самолетом. Каково ваше мнение по этому поводу? 

- Наши самолеты вот уже как 25 лет способны к автоматическим действиям. Перехват воздушной цели уже довольно давно выполняется в автоматическом режиме. После взлета летчик включает этот режим, а дальше самолет сам набирает заданную высоту, где разгоняется до сверхзвука и затем без вмешательства пилота обнаруживает цель, и летчику остается только одно - указать машине дальнейшие действия: если это война, то как только цель захвачена, то сразу применяется оружие.

Мы обсуждаем вопрос, каким должен быть самолет следующего поколения. Жизнь идет только в сторону усложнения, и новый боевой самолет должен иметь возможность поразить противника и при этом остаться неуязвимым. Таким образом, новая машина должна быть очень сложной, и, с моей точки зрения, американцы, создавая F-22,  идут по правильному пути. У них получается очень хорошая машина, и юмор ситуации заключен в том, что мы должны сделать ещё лучше.

- Каковы перспективы КнААПО в плане участия в работе по строительству военного самолета нового поколения?

- Перспективы  блестящие. Я не работник завода и поэтому могу объективно оценивать положение дел, так как побывал на многих авиационных заводах мира и могу сказать, что сегодня КнААПО - один из лучших заводов планеты.

Особенностью его является то обстоятельство, что очень хороший директор сменяется ещё лучшим. Виталий Копылов после Комсомольского авиазавода стал руководить крупнейшим заводом страны в Казани. Сегодня генеральный директор предприятия Виктор Меркулов стоит на правильных позициях, вкладывая деньги в модернизацию производства. КнААПО зарабатывало на экспорте наших самолетов очень большие деньги, и они были направлены на переоснащение завода. Достаточно сказать, что в одном из цехов нам показали деталь, которая, благодаря применению новых технологий, стоит в 2,5 тысячи раз дешевле своего старого аналога и в два раза точнее. Раньше для изготовления самолетов использовалось плазово-шаблонный метод, при котором эти плазы и шаблоны изготавливали из алюминия и стали. при этом получалось много пыли, стружки и грязи. Теперь этого нет, есть только электронные чертежи и модели. Завод является ярчайшим примером того, что нужно делать в масштабе страны.

 Сейчас спрашивают: зачем нам сложное и дорогое оружие? Затем, что если бы его не было, нас давно бы назначили виновными в нарушении прав человека в Чечне, обвинили в наличии оружия массового поражения и сделали бы то же самое, что с Югославией и Ираком. США имеют фактически островное расположение и, благодаря этому,  во всех войнах отделываются только военным производством. В мирное время это оружие накапливают, продают и повышают свой собственный уровень жизни. У нас же очень много демагогии и пустых разговоров, а в Комсомольске, и особенно на КнААПО, душой отдыхаешь, потому что видишь, что люди работают.

- Михаил Петрович, несмотря на это обстоятельство, КБ, а вместе с ним и КнААПО, стал заниматься гражданской авиацией. Чем это вызвано? Я знаю, что в пакете ваших проектов лежат наброски большого пассажирского самолета 

- Сейчас такое интересное время, когда наша фирма «перекладывает руль» от военной тематике к гражданской. Не потому, что мы сознательные пацифисты. Просто мы нормально мыслящие, деловые люди и смотрим, где можно больше заработать. От военных самолетов, по большому, счету мы никакой прибыли не имеем, кроме того, что имеем возможность спокойно жить. А гражданская авиация позволяет приносить очень хорошую прибыль. По моим оценкам, гражданская авиация дает в три раза большую прибыль по сравнению с боевой, и как только появилась возможность пустить средства на более выгодное направление, мы стали этим заниматься.

Есть несколько перспективных направлений в гражданской авиации, которыми в нашей стране пока не занимаются по непонятным причинам. Первое - это сверхзвуковой служебный самолет. В мире сложилась такая ситуация, при которой промышленность рассеяна по всему миру по принципу наименьших финансовых затрат. Если на каком-то из предприятий начались проблемы, то менеджеры головных компаний вынуждены быстро лететь с другого конца света и разбираться, почему не идет процесс и принимать меры. Это тематика актуальна и для нашей страны, тем более что если лететь из Москвы в Хабаровск в не самом удобном салоне обычного самолета, то путь длится 8-9 часов, так как скорость всего 800км/час. После подобного полета человек еще некоторое время не работоспособен. Поэтому сверхзвуковой служебный самолет - настоящая необходимость, так как он позволяет прилететь из Москвы в Хабаровск за три с половиной часа. Еще одной приятной особенностью служебного самолета является большая защита от терроризма, так как внутри своей компании проще обеспечить безопасность полета.

Служебные самолеты сегодня в мире выпускаются в огромном количестве и приносят производителям огромные прибыли. Американская «Сесна» выпускает в год около ста самолетов подобного класса и зарабатывает 4 миллиарда долларов в год. «Бомбардье» выпускает 650 самолетов в год и зарабатывает 6,7 миллиарда долларов в год. Поэтому заниматься гражданской авиацией целесообразно и выгодно.

Другое перспективное направление - пассажирский самолет большой вместимости.

Сегодня постоянно увеличивается объем перевозок людей, но у нас в стране не создан самолет, способный обеспечить перевозку большого количества людей по трассе Москва-Хабаровск. Пассажиры есть, но перевозить их существующими самолетами получается очень дорого. Выход в большом самолете, так как он позволяет экономить средства. Самое печальное, что мы можем спроектировать такой самолет и производить его без всяких гигантских вложений в Самаре, Ульяновске или Казани. Там есть заводы, которые способны производить этим заниматься, но нет у руководства страны желания это делать. Кто-то может сказать, что все это мечты, но «Эрбас индастри» уже выкатил первый трехпалубный «А380» и получил заказы на изготовления пятидесяти самолетов.

У нас реально реализовать подобный проект, и участия божественных сил для этого не требуется - все можно сделать нашими силами. Гражданской авиацией выгодно заниматься, другое дело, где деньги взять? Руководство КнААПО знает ответ на этот вопрос.

- Всю «жизнь» КБ Сухого занималось военными самолетами, и возникает вопрос, а сможете ли сделать гражданские?

- Сейчас первые гражданские самолеты «сухого» уже строятся на КнААПО. Су-80  рассчитан на 30-35 пассажиров и должен сменить на местных авиалиниях Ан-2 и Ил-14. В стране когда-то насчитывалось 5 тысяч Ан-2. Сегодня остались единицы. Ил-14 когда-то было выпущено три тысячи, сейчас остался только в музее. Таким образом, из народного хозяйства уже выбыли 8 тысяч самолетов, и им нужна замена. Головная серия Су-80  собирается, и один из них уже комплектуется приборами, электроникой и скоро будет готов к полетам. Интересно, что Су-80 изначально предназначался для российского рынка, а им интересуется за рубежом.

Кроме того, сейчас по заказу государственной службы гражданской авиации России (ГСГА) мы приступили к созданию тренировочного самолета для подготовки гражданских пилотов.

- Спасибо за интервью.

Александр Альдиев

День открытых дверей

 

Водно-спортивный праздник 

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий