У России осталось совсем немного атрибутов великой державы: экономика хоть и растёт, но по своим показателям пока не может сравниться с США и Европейским союзом. Новейшие боевые самолёты и корабли уходят на вооружение иностранных государств, а не собственных армий и флота. Тем не менее, в минувший вторник (28 октября) состоялось событие, которое вселяет надежду в возрождение одного из атрибутов мощи российского государства - Тихоокеанского флота и его основного кораблестроительного предприятия – Амурского судостроительного завода.
Так получилось, что буквально накануне этого события я перечитывал «Хромую судьбу» братьев Стругацких. Главный герой Феликс Сорокин, автор популярных фантастических повестей, признавался в любви к массовым батальным сценам. Вот и я, несмотря на свою мирную сущность и, можно даже сказать, пацифизм, признаюсь в том, что мне нравится смотреть на оружие и (говоря казнённым языком) «системы вооружения», каковыми сегодня являются подводные лодки. Мало найдётся на нашей планете столь совершенных вещей, как оружие, и поэтому вы, может быть, поймёте мой восторг, который мне довелось испытать 28 октября 2003 года на Амурском судостроительном заводе.
В этот день амурскими корабелами была проведена уникальная операция по постановке атомной подводной лодки на ремонт в один из цехов предприятия. За этими сухими словами скрывается труд многих корабелов города Юности, вложивших в эту операцию не только свои знания и труд, но и, без всякого преувеличения, душу. Стоя на краешке стапеля и смотря на тоненькие рельсы и канаты, трудно было поверить, что через несколько минут огромная подводная лодка весом в многие тысячи тонн сможет по ним переехать из трюма специального транспортного судна «Зея» в цех.
Крестообразное хвостовое оперение с саблевидными лопастями винта больше напоминали нос огромного самолёта. Осознание того, что под корпусом скрываются атомный реактор (пусть и с выгруженной активной зоной), многотонные системы вооружения и многое-многое другое, добавляло адреналина. После поднятия занавеса, отделявшего цех от лодки, завершения последних приготовлений (как сказал Анатолий Иванович АДАМЕНЯ, технический директор АСЗ, нужно было опустить на несколько миллиметров стоящую на специальных «подушках» «Зею»). Натянулись канаты, и подводный корабль начал движение. Лодка, покрытая ниже ватерлинии ракушками, медленно, с небольшими остановками въехала в док и под аплодисменты гостей и кораблестроителей остановилась в намеченной точке, знаменуя тем самым начало работ по ремонту и модернизации одного из самых мощных боевых кораблей России.
После прозвучавших поздравлений с удачным проведением уникальной операции по постановке лодки в цех на ремонт (впервые за всю 70-летнюю историю АСЗ) руководители предприятия дали интервью журналистам.
Отвечая на вопрос о том, что значит только что завершившаяся операция для завода, Николай Григорьевич ПОВЗЫК, генеральный директор ОАО «АСЗ» сказал: «Для завода наступила новая эпоха. Ранее АСЗ стоил лодки, а теперь он начинает их ремонтировать. Впервые после 16-летнего отсутствия на заводе заказ вернулся домой. В 2000 году главкомом ВМФ и генеральным директором российского агентства по судостроению был подписан протокол о начале ремонта лодок третьего поколения на Амурском судостроительном заводе. В 2002 году был совершён переход заказа из места базирования на Камчатке на заводскую базу в Большом Камне, где были выполнены сложнейшие операции, позволяющие привести корабль в Комсомольск. Я благодарен нашим работникам, принимавшим участие в этой операции и показавшим большую работоспособность, боеспособность и умение».
Говоря о перспективах АСЗ, господин Повзык подчеркнул: «В развитие этой программы мы получили в ремонт и дизельную лодку, которая 14 октября пришла в Большой Камень, мы уже приступили к выполнению ремонтных операций. Темпы ремонта будут зависеть от нормального финансирования государством. То, что мы сумеем сделать ремонт кораблей, у меня сомнений нет, чему и стала подтверждением только что оконченная операция».
У Анатолия Ивановича Адамени журналисты поинтересовались мнением о том, насколько сложно будет ремонтировать лодку, а не строить новую. Вот что ответил на вопрос второй человек АСЗ: «Наше предприятие судостроительное, и ремонтными работами ранее мы занимались, но не в том объёме, как специализированные предприятия. У нас есть опыт судоремонта (ранее головные корабли всегда ремонтировались заводами-строителями). В 1993 году мы сдали флоту отремонтированный 255-й заказ. Сегодня нам предстоит работа по перепрофилированию большого количества участков под судоремонтное производство. Потребуется создание новых участков, переобучение рабочего персонала, инженерных кадров. Времени на то, чтобы всё это выполнить и только потом заниматься ремонтом, у нас нет, и поэтому приходится перестраивать производство на ходу. Строительство нелёгкий хлеб, но и ремонт по своей сложности не легче. Лодки третьего поколения в России ещё не ремонтировались, и эта - первая лодка, ставшая на средний ремонт. Всё делается впервые. Впервые с Камчатки в доке перевезена лодка. Впервые выгружена активная зона с лодки этого типа. Впервые на завод привели корабль, ранее ушедший от нас в 1987 году. Сегодня Россия практически не строит лодок, и судоремонт стал этапом по пути восстановления кораблестроения. Ремонт хорошо, ремонт с модернизацией - ещё лучше, но нужно строить лодки четвёртого поколения.
Немного о «гражданке»
Я поинтересовался у Геннадия Владимировича ВАСИЛЬЕВА, заместителя генерального директора АСЗ по производству, по поводу того, как скажется появление нового заказа на выполнении работ по переоборудованию «Орлана», так как предприятие сегодня испытывает нехватку кадров. По его словам, ремонтный заказ не требует большого количества специалистов сборочно-сварочного профиля. В основном будут задействованы достройщики, трубогибщики, монтажники и контрагенты. Имеющихся специалистов достаточно, чтобы выполнить работы на существующих заказах. Основные работы по «Орлану» должны закончиться в первой половине 2004 года, и освобождающиеся с «Орлана» люди перейдут на работы по оборонному заказу.
Немного истории и современности
Амурский судостроительный завод - предприятие режимное, и поэтому о многих вещах, как, например, название корабля, его тип ничего не говорилось (с рубки корабля был даже снят герб). Для получения дополнительной информации о засекреченном корабле я окунулся в пучину российского интернета, и вот что удалось выяснить:
На страничке с адресом http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nts/971/list.htm в табличке «Состав проекта 971 (до 1992 года)» находим, что в 1987 году флоту была сдана лодка с индексом «К-391». 13.04.93 она была переименована в «Кит», а 01.09.97 - уже в «Братск».
В июле 1976 г. было принято решение создать на базе проекта 945 новую АПЛ, основным отличием которой от прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали. Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр “Щука-Барс”, велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Особенностью новой АПЛ было снижение уровня шумности. Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ 3-го поколения “Лос-Анджелес”. В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре — главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры.
За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек, что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа “Лос-Анджелес” (141 человек). На кораблях данного проекта улучшены условия жизни и работы экипажа. Лодка получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Вооружение позволяет эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами. По классификации НАТО, проект 971 получил шифр "Akula". По сравнению со своими предшественниками они имели повышенную акустическую скрытность. В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971-го проекта способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по Российской территории.
Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. “Барсы” могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.
Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: “Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ 3-го поколения продемонстрировало, что Советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось”. Спустя несколько лет, в 1994 году, стало известно, что этот разрыв устранен полностью. По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 уз. шумность лодок типа Improved Акulа, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой Российской лодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США.
Александр Альдиев